|
Михаил Михайлович Зощенко
(28.07(09.08).1894, Санкт-Петербург — 22.07.1958,
Сестрорецк), русский писатель. Родился в семье художника-передвижника.
Первые литературные произведения (лирические миниатюры, философские
сказки, притчи, рассказы и фельетоны) написал в 1910-х гг. под
впечатлением творчества Ф. Ницше, Ст. Пшибышевского, О. Уайльда,
раннего А. А. Блока. Стиль произведений Зощенко кардинально меняется в
начале 1920-х гг., когда он пересматривает отношение к прежним
литературным кумирам (в т. ч. к писателям-декадентам рубежа 19–20
вв.) и начинает писать «для новой страны, для новых, ещё
неизвестных читателей». В его первой опубликованной книге
«Рассказы Назара Ильича господина Синебрюхова» (1921)
появляется сказ – особый тип повествования, ориентированный на
живую разговорную речь. Сказ присутствует и в других рассказах 1920-х
гг., опубликованных в сатирических журналах «Красный
ворон», «Дрезина», «Бузотёр»,
«Смехач», «Бегемот» и др. и вошедших в сборники
«Разнотык» (1923), «Аристократка»,
«Весёлая жизнь» (1924), «Обезьяний язык»
(1925), «Уважаемые граждане» (1926), «Над кем
смеётесь?!» (1928) и др. Полемику с эпигонами неактуальной, на
его взгляд, традиции русской классической литературы 19 в. и
представителями декаданса Зощенко продолжает в пародийных
«Сентиментальных повестях»
(1923—30):«Коза», «Аполлон и Тамара» (обе
– 1923), «Мудрость», «Люди» (обе –
1924), «Страшная ночь», «О чём пел соловей»
(обе – 1925), «Весёлое приключение» (1926),
«Сирень цветёт» (1930). В 1930–40-е гг. в
художественном мире Зощенко происходят существенные изменения. В это
время начинается путь от «чужого», сказового, к собственно
авторскому слову и активные поиски «положительного» начала
в жизни и литературе. Круг жанров, к которым обращается писатель,
расширяется. В 1933 г. выходит «научно-художественная»
повесть «Возвращённая молодость», в которой
беллетристический сюжет сосуществует с авторскими отступлениями о
здоровье и долголетии. В «Голубой книге» (1934—1935)
Зощенко предпринял попытку сатирического осмысления истории
человечества. Задумываясь о воспитательной роли литературы, Зощенко
пишет рассказы для детей («Смешныерассказы», 1937;
«Рассказы о Ленине», 1939; и др.). В поисках нового
«простого» языка писатель обращается к традициям пушкинской
прозы – об этом свидетельствует его стилизованная «Шестая
повесть Белкина» (1937). В 1943 г. в журнале
«Октябрь» начинает печататься автобиографическая повесть
«Перед восходом солнца», в которой автор возвращается к
вопросам психологии и медицины и описывает своё исцеление от душевной
болезни, которой, по его мнению, были обусловлены тяготившее его самого
«сатирическое»видение мира и неспособность создавать
положительные образы. Повесть подверглась резкой критике со стороны
официальных кругов как «политически вредное и антихудожественное
произведение», и публикация была прервана. В 1946 г. было принято
постановление ЦК ВКП (б) «О журналах „Звезда” и
„Ленинград”», в котором повесть и её автор также
резко осуждались. Вскоре Зощенко был исключён из Союза писателей и на
долгие годы оказался в опале. Лишь в 1953 г., после смерти Сталина, он
был снова принят в Союз писателей. Через несколько лет, после более чем
10-летнего перерыва, выходят в свет две последние прижизненные книги
Зощенко «Избранные рассказы и повести. 1923–1956»
(1956) и «Рассказы и фельетоны» (1958). Издание повести
«Перед восходом солнца» было продолжено лишь в 1972 г.:
вторая, ранее не опубликованная, часть повести увидела свет в журнале
«Звезда» как самостоятельное произведение под названием
«Повесть о разуме». Лишь в 1987 г. «Перед восходом
солнца» была опубликована полностью.
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн. Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006.
В фонде библиотеки имеются следующие
издания:
Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. Ушинского
Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому
изображению внизу
|
|
Издания из электронного каталога НПБ им. К.Д.
Ушинского
|
|
|