Эдвард Зиглер

Эдвард Зиглер (Zigler)

(р. 01.03.1930 г.) – профессор психологии и директор Исследовательского Центра Психологии развития ребенка и Социальной Политики (Йельский университет, Нью-Хэвен, США), правительственный консультант по вопросам защиты прав ребенка и семьи (Министерство здоровья США). Образование получил в университете Миссури (Канзас, 1954 г.), докторскую диссертацию защитил в университете Техаса (Остин, 1958 г.). С 1959 г. преподает в Йельском университете.

Зиглер является одним из наиболее известных детских психологов США, принимающих активное участие в формировании официальной политики по вопросам общего и специального школьного образования. Он автор более 600 книг и статей, член правлений более 20 различных правительственных и общественных организаций, деятельность которых посвящена вопросам детского нормального и девиантного развития и общего и специального школьного образования. Профессиональная деятельность 3иглера в психологии и педагогике осуществляется в русле трех основных направлений. Прежде всего, его работы оказывают существенное влияние на теоретические представления об умственной отсталости и практическую политику специального образования для умственно отсталых детей («А developmental approach to adult psychopathology» / with Glick, M. – N.Y., Wiley, 1986 г.). Зиглер был одним из первых, кто предложил рассматривать умственно отсталого ребенка как целостного человека, соединяя усилия и знания медиков, психологов и педагогов и привлекая представления о законах нормального развития для понимания и стимулирования движущих сил развития умственно отсталых детей. Он был одним из вдохновителей и организаторов Йельского проекта организации сетей социальной поддержки для семей, воспитывающих умственно отсталых детей. Результаты этого проекта показали, что создание таких сетей не только оказывает развивающее и стимулирующее влияние на самих детей, но также несет в себе образовательный положительно-эмоциональный заряд для родителей и педагогов умственно отсталых детей («Understanding mental retardation» / with Hoddap, R. – N.Y., Cambridge University Press, 1986 г.).

Зиглер также считается одним из создателей психологического направления, известного как психопатология развития (developmental psychopathology). Теоретические работы Зиглера, связанные с сопоставлением законов нормального и девиантного развития, составили золотую библиотеку этого направления. Они позволили обогатить психологию нормальности и девиантности его работами по психологии и педагогике умственной отсталости. Зиглер является одним из основателей и идеологов движения «Поддержка на Старте» (Head Start), начавшегося в 60-е годы в рамках государственной программы «Война с бедностью» и продолжающегося до сих пор («Head Start: The inside story of Americaстиs most successful educational experiment» /with Muenchow, S. – N.Y., Basic Books, 1992 г.). Задачей этого движения является разработка образовательных и социальных программ и создание сетей социальной поддержки для детей из наиболее обездоленных слоев американского общества. Зиглер – лауреат 50 различных государственных и общественных премий и наград, среди которых почетные звания «Герой Образования» и «Инноватор Образования».

Е. Л. Григоренко

Источник:История психологии в лицах. Персоналии / Под ред. Л. А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2005. – С. 186-187.