Иван Прокопьевич Зайцев

(р. 24.08.1920, дер. Семерино, ныне в Вологодской обл.), педагог, создатель системы перевоспитания осуждённых в исправительно-трудовых учреждениях (ИТУ). Окончил Вологодский педагогический институт (1960). На педагогической работе с 1939, с 1947 в ИТУ и органах внутренних дел в Вологодской области (с 1962 полковник). С 1983 преподаватель в вузе МВД.

Разработал в начале 60-х гг. систему воспитательной работы в ИТУ основных видов режима, имеющую целью гуманизацию процесса отбывания наказания, защиту осуждённых, вставших на путь исправления, от произвола уголовных элементов. Основа системы - формирование из групп осуждённых первичных коллективов, оказывающих положительное влияние на личность отбывающих наказание. Индивид, подход к осуждённым, учёт разновозрастного состава, различные степени криминальной заражённости осуждённых, образовательной и профессиональной подготовки позволяют создать в коллективе общественно ценные традиции, противостоящие обычаям преступной среды.

3айцев трактует исправление как результат, главным образом, воспитательной работы. Предложил оценивать степень исправления осуждённых не пo поведенческим негативным характеристикам (например, нарушение режима, невыполнение норм выработки на производстве и др.), а по изменению отношения осуждённых к труду, обучению, нравственным и правовым нормам. Значительную роль Зайцев отводил органам самоуправления из лиц, вставших на путь исправления. Выполнение осуждёнными усложняющихся педагогических требований обусловливало движение по так называемым ступеням исправления и стимулировало положительные изменения в их поведении. К педагогической работе привлекались не только штатные офицеры-воспитатели, но и сотрудники различных служб ИТУ, преподаватели внутренних школ и ПТУ и др. Координацию их деятельности осуществлял совет воспитателей отрядов.

Свою педагогическую систему 3айцев апробировал в воспитательной работе ИТУ Вологодской области. Практика 3айцева позволила педагогизировать и гуманизировать среду, установить взаимопонимание и доверие между воспитателями и осуждёнными, восстановить у осуждённых сознательное отношение к соблюдению нравственных норм поведения. В результате у лиц, отбывающих наказание в этих ИТУ, уровень рецидивной преступности снизился в 2-3 раза (по сравнению с данными по стране в целом). В педагогической практике 3айцева получили оригинальную интерпретацию идеи А. С. Макаренко: организация разновозрастного воспитательского коллектива, метод перспективных линий, самоуправление и др.

Под руководством 3айцева в 70-е гг. прошли переподготовку многие сотрудники ИТУ, использовавшие в своей деятельности его идеи, по существу, предвосхитившие перестройку деятельности ИТУ в направлении их гуманизации в конце 80-х - начале 90-х гг.

Сочинения: Формирование коллектива осужденных, М., 1975 (соавт.); Коллектив осужденных и пути его формирования (соавт.), в кн.: Исправительно-трудовая педагогика, М., 1978.

Литература: Сочетание коллективных и индивидуальных форм в воспитат. работе с осужденными, [Вологда], 1975; Стурова М. П., Организация воспитат. процесса в исправительно-трудовых колониях, М., 1988.

М. П. Стурова

Источник: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 1, 1993, с. 319.

В фонде библиотеки имеется следующее издание: