|
Хайнц Вернер (Werner)(11.02.1890, Вена - 14.05.1964, Вустер, Массачусетс) – немецко-американский психолог, один из крупнейших специалистов в области психологии развития; близок по своим взглядам к Г. Кафке. Образование получил в Венском университете (докторская степень, 1914 г.), профессор (Гамбург, 1926 г.). С 1933 г. читал гостевые лекции в различных американских университетах (в Мичигане, 1933 г., в Кембридже, 1936 г.). С 1944 г. работал в качестве профессора в Бруклине, с 1947 г. – в университете Кларка в Вустере. Вернер принадлежал к основоположникам сравнительной психологии. Считал, что генетический подход может применяться в тех случаях, когда налицо любые изменения поведения, т.е. в сравнительной, детской, дифференциальной психологии, в патопсихологии и в психологии народов. Развитие всех форм жизни понималось Вернером как осуществление «ортогенетического закона», в соответствии с которым саморазвивающаяся система переходит от состояния относительной размытости, неопределенности и малой дифференцированности к состоянию большей четкости, дифференциации, связи и иерархической интеграции. В силу этого, если речь идет о развитии ребенка, то общество предстает лишь частным фактором, провоцирующим развертывание изначально присущих ребенку, имманентных (внутренних), психологических структур. Пытался использовать данный закон в кросс-культурных исследованиях, прежде всего в изучении процесса образования понятий. По его мнению, в мышлении как примитивного человека, представителя традиционного общества, где нет письменности, так и неполноценного человека или ребенка имеются сходные структурные элементы, для которых характерным является недифференцированность, синкретичность мышления, осуществляющегося по типу «комплексов»: отдельные, актуально воспринимаемые и поэтому часто случайные признаки стойко объединяются в единый образ; мышление не отделено от восприятия, эмоций и действий; нет различения субъекта и объекта; используются лишь конкретные способы классификации. При этом современный человек, в сравнении с «примитивным», позже достигает зрелости, но его интеллектуальное развитие продолжается значительно дольше, а не останавливаясь на ранних этапах. Вернер проводил также исследования развития восприятия и речи, в частности изучал процесс переключения ориентировки детей с формы предмета на его цвет. Труды: «Ursprünge der Metapher», Lpz., 1919 г.; «Grundfragen der Intensitätspsychologie», 1922 г.; «Einführung in die Entwicklungspsychologie», Lpz., 1926 г.; «Grundfragen der Sprachphysiognomik», Lpz., 1932 г.; «Impairment in thought processes of brain-injured children» (совместно с Strauss А.А.) // Am. J. of Mental Deficiency. 1943 г., № 47; «Perceptual Development», 1957 г.; «Symbol Formation» (совместно с B. Kaplan), 1963 г. И. М. Кондаков Источник:История психологии в лицах. Персоналии / Под ред. Л. А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2005. – С. 100-101. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|