Татьяна Николаевна Ушакова

Татьяна Николаевна Ушакова

(родилась 22.02.1930, Москва, Россия) - российский психолог, специалист в области общей психологии, психофизиологии, психологии речи, психолингвистики. Доктор психологических наук (1971 г.), профессор (1980 г.), член-корреспондент Академии педагогических наук СССР (1990 г.), член-корреспондент Российской академии образования (1992 г.), действительный член Российской академии образования (2004 г.). С 1993 г. - главный редактор организованного ею журнала «Иностранная психология», который был преобразован в журнал «Психология» при Высшей школе экономики (Москва). Является лидером научной школы «Психология высших когнитивных процессов», поддержанной грантом Президента РФ в номинации «Ведущие научные школы» (2003 г.). В 1953 г. Ушакова закончила психологическое отделение философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. С 1972 г. по 1975 г. она заведовала лабораторией Высшей нейродинамики в НИИ общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР, в 1975-1980 гг. возглавила лабораторию высшей нервной деятельности человека в НИИ высшей нервной деятельности и нейрофизиологии Академии наук СССР. С 1981 г. - заведующая лабораторией Психологии речи и психолингвистики Института психологии Академии наук СССР. С 2001 г. - главный научный сотрудник Института психологии Российской академии наук.

Ушаковой разработана общая психологическая теория генезиса и функционирования речи, согласно которой способность человека говорить и воспринимать речь имеет два корня - природный и социальный. Генетически заданная тенденция выражать вовне, «экстериоризировать» впечатления и состояния психики, составляет природное основание речи и выражается у младенца в спонтанных голосовых проявлениях, у детей - в речевой игре, словотворчестве, эгоцентрической речи, у взрослых - в потребности выговориться при эмоциональном возбуждении, обсуждать волнующие данного человека темы и др. С другой стороны, когнитивное развитие ребенка осуществляется под влиянием внешних воздействий, включая и окружающих его людей. Взрослые, подсказывая ребенку слова и побуждая повторять их, фактически дают ему удобные для имитации звукодвижения, способствующие прояснению смутных состояний его сознания. Предлагаемый ребенку словесный материал оказывает влияние на структурирование его психики. Введение слова в функционирование психики младенца становится основой формирования в его нервной системе особого функционального органа - механизма внутренней речи, обеспечивающего фиксирование материала, необходимого человеку для владения языком.

Механизм внутренней речи взрослого человека имеет иерархическую организацию, обеспечивающую фиксацию: 1) слов и их элементов (лексики языка), 2) «вербальных сетей», «семантических полей» (словесных ассоциаций), 3) правил сочетания слов (грамматики), 4) правил построения связной контекстно обусловленной речи (текстов в широком смысле, включая устную речь в ситуации общения). «Экстериоризация» разнообразных состояний сознания человека, как результат функционирования внутреннего речевого механизма, обусловливает сложносоставную семантику слышимой речи, включающей в себя: 1) знание говорящего о мире, 2) различные речевые формы, отражающие функционирование внутреннего речевого механизма, 3) речевые воздействия, направленные на организацию общения, в котором партнеры реализуют свои намерения и цели. Глубинное психологическое содержание речи в каждом из выделенных аспектов легло в основу создания метода «интент-анализа» речи. В прикладном плане этот метод использован для анализа конфликтных политических дискуссий. Эмпирически установленная и теоретически обоснованная сущностная, по происхождению, связь речи с психологическими состояниями и особенностями человека, приводит к выводу о возможности на основе речевой продукции исследовать психологические характеристики говорящего, что является базовым моментом для разработки проблем речевой диагностики.

Наряду с исследовательской, Ушакова ведет большую преподавательскую работу. Соавтор вышедших под редакцией В. Н. Дружинина учебников: «Современная психология» , (1999); «Психология», (2001); Когнитивная психология, (2002, соред. Д. В. Ушаков). Автор трудов: «Функциональные структуры второй сигнальной системы» (1979); «Психофизиологические механизмы речи», М.,1979; «Речь человека в общении» , М., 1989 (в соавт.); «Ведение политических дискуссий. Психологический анализ конфликтных выступлений», М., 1995 (в соавт.); «Слово в действии», М., 2000 (в соавт.); «Детская речь: психолингвистические исследования»(ред. и соавт., 2002); «Речь: истоки и принципы развития», М., 2004.

В. А. Кольцова

Источник: Источник: История психологии в лицах. Персоналии / Под ред. Л. А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2005. – С. 485-486.

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. Ушинского

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу


Издания из электронного каталога НПБ им. К.Д. Ушинского

Читать в электронном виде (источник текстов и библиография трудов автора):

Ушакова Т.Н. Рождение слова: Проблемы психологии речи и психолингвистики. М.: Издательство "Институт психологии РАН", 2011.
Психология речи и языка. Психолингвистика : [глава 3.8.] // Психология ХХI века : учебник для вузов / ред. В. Н. Дружинин.  М., 2003. С. 353-396.
Ушакова Т.Н. Двойственность природы речеязыковой способности // Психол. журн., 2004, № 2. С.7-18.
Ушакова Т.Н. Понятие языкового сознания и структура рече-мысле-языковой системы // Языковое сознание: теоретические и прикладные аспекты / Сб. под ред. Н.В. Уфимцевой. М.- Барнаул. 2004. C.6-17.
Ушакова Т.Н. Принципы развития ранней детской речи. Дефектология. 2004. № 5. с. 4-16.
Ушакова Т.Н. Структуры языка и организация речевого процесса // Сборник «Язык, сознание, культура» под ред. Н.В. Уфимцевой и Т.Н. Ушаковой. 2005, М., с. 5-18.
Ушакова Т.Н. Семантика речи: имя, слово, высказывание // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2005. Т. 2, № 1, с. 4-27.
Ушакова Т.Н. Теоретические проблемы возрастной психолингвистики // Сборник «Онтогенез речевой деятельности: норма и патология». М. «Прометей», 2005. Ч. 1, с. 64-71.
Ушакова Т.Н. Познание, речь, язык // Когнитивные исследования: Сборник научных трудов: Вып. 1 / Под ред. В.Д. Соловьева. М.: Изд-во "Институт психологии РАН". 2006. С. 13-28.
Ушакова Т.Н., Белова С.С., Громова О.Е. Раннее речевое развитие ребенка и его природные основания // Вопросы психологии, 2007, №2. C. 44-56.