|
Александр Трифонович Твардовский[08(21).06.1910 г., хутор Загорье, ныне Починковский район Смоленской области, – 18.12.1971 г., дачный посёлок близ Красной Пахры Московской области, похоронен в Москве], русский советский поэт и общественный деятель. Сын сельского кузнеца. Учился в Смоленском педагогическом институте; в 1939 г. окончил Московский институт истории, философии и литературы (МИФЛИ). Писать стихи начал с раннего детства; с 1924 г. – селькор, печатавший в местных газетах корреспонденции, стихи, очерки. Судьба крестьянина в годы коллективизации – тема первых поэм Твардовского "Путь к социализму" (1931 г.) и "Вступление" (1933 г.), "Сборника стихов. 1930-1935" (1935 г.), повести "Дневник председателя колхоза" (1932 г.) – с наибольшей художественной силой воплотилась в поэме "Страна Муравия" (1936 г.; Государственная премия СССР, 1941 г.). Её герой Никита Моргунок не только наблюдает во время своих странствий картину "великого перелома", но и сам воплощает драму расставания с прежними надеждами и иллюзиями. В стиле поэмы своеобразно преломились символика и гиперболизм сказки; её язык богат образами, идущими от восприятия мира крестьянином. В лирике 30-х гг. (сборники "Сельская хроника", 1939 г.; "Загорье", 1941 г., и др.) Твардовский стремился уловить изменения в характерах людей колхозной деревни, выразить владевшие ими чувства. Участие в советско-финляндской войне 1939 – 1940 гг. в качестве корреспондента военной печати подготовило обращение Твардовского к теме советского воина: цикл стихов "В снегах Финляндии" (1939 – 1940 гг.), прозаические записи "С Карельского перешейка" (опубликованы в 1969 г.). Во время Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. Твардовский работал во фронтовых газетах, публикуя в них стихи ("Фронтовая хроника") и очерки. В поэме "Василий Тёркин (Книга про бойца)" (1941 – 1945 гг.; Государственная премия СССР, 1946 г.) фольклорная фигура бойкого, бывалого солдата претворена в эпически ёмкий образ, воплотивший глубину, значительность, многообразие мыслей и чувств так называемых рядовых, простых людей военного времени. Богатству натуры героя отвечает гибкость избранного поэтом жанра; картины, исполненные огромного трагизма, перемежаются проникновенными лирическими отступлениями или лукавой, сердечной шуткой. "Это поистине редкая книга, – писал И. А. Бунин. – Какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всём и какой необыкновенный народный солдатский язык – ни сучка, ни задоринки, ни единого фальшивого, готового, то есть литературно-пошлого слова!" ("Литературный Смоленск", 1956, книга 15, с. 325-26). Ярко выразившая нравственные идеалы народа, книга получила всенародную известность, вызвала многочисленные подражания, стихотворные "продолжения". В послевоенные годы Твардовский всё глубже и разностороннее осмысливает исторические судьбы народа, "мир большой и трудный". В поэме "Дом у дорога" (1946 г.; Государственная премия СССР, 1947 г.) с огромной трагической силой изображена судьба солдата и его семьи, угнанной в Германию. Образ Анны, картины её горького материнства на чужбине достигают большой силы обобщения, символизируя непобедимость жизни в её борьбе с насилием, смертью. Осознанию всей меры жертв и подвигов народа посвящены и многим из послевоенных стихотворений Твардовского: "Я убит подо Ржевом", "В тот день, когда окончилась война" и др. Широким по охвату лирико-публицистических произведений явилась поэма Твардовского "За далью – даль" (1953 – 1960 гг.; Ленинская премия, 1961 г.), где путевой дневник перерастает в страстную исповедь сына века. Книга Твардовского многосторонне и многокрасочно отразила общественное умонастроение 50-х гг. Стремясь рельефно показать современный облик народа, Твардовский искусно чередует "общие" и "крупные" планы; так, рядом с главами о больших событиях и переменах в жизни страны ("На Ангаре", "Так это было") стоят главы "Друг детства" и "Москва в пути" – рассказы о судьбах отдельных людей, каждый из которых – частичка народа, великого потока истории. Но основную "партию" в книге ведёт сам автор, который поверяет читателю волнующие его мысли и чувства. В сатирической поэме "Тёркин на том свете" (1963 г.), встреченной разноречивыми, в том числе отрицательными, откликами печати, по словам самого автора представлены "... в сатирических красках те черты нашей действительности – косность, бюрократизм, формализм, – которые мешают нашему продвижению вперед...". Приёмами лирической летописи, с большой глубиной и драматической силой запечатлевшей перемены в жизни народа, вечный и всегда по-новому осмысливаемый круговорот природы и многообразные состояния человеческой души, характеризуются сборники "Стихи из записной книжки" (1961 г.) и "Из лирики этих лет. 1959-1967 гг." (1967 г.; Государственная премия СССР, 1971 г.), цикл "Из новых стихотворений" ("Новый мир", 1969, № 1). Напряжённые раздумья о жизни, времени, людях характерны и для прозы Твардовского (книга "Родина и чужбина", 1947 г.; рассказ "Печники", 1958 г., и др.); в ней особенно отчётливо выступает свойственная Твардовскому обострённость восприятия действительности в мозаичности и нередко противоречивости её проявлений. Вдумчивым критиком, верным традициям классической литературы, проявил себя Твардовский в книге "Статьи и заметки о литературе" (1961 г.), "Поэзия Михаила Исаковского" (1969 г.), в статьях о творчестве С. Я. Маршака, И. А. Бунина, в речи о Пушкине, в выступлениях на 21-м и 22-м съездах партии, на 3-м съезде советских писателей. Народность и доступность поэзии Твардовского, правдиво и страстно запечатлевшей многие ключевые события народной истории, достигаются богатыми и разнообразными художественными средствами. Простой народный слог органически сплавлен в поэзии Твардовского с высокой языковой культурой, идущей от традиций А. С. Пушкина и Н. А. Некрасова, лучших достижений русской прозы 19-20 вв. Реалистическая чёткость образа, интонационная гибкость, богатство и смелое варьирование строфического построения стихов, умело и с тонким чувством меры применяемая звукопись – всё это сочетается в стихах Твардовского экономно и гармонично, делая его поэзию одним из самых выдающихся явлений советской литературы. Произведения Твардовского переведены на многие языки народов СССР и иностранные языки. Глубокий след оставила интенсивная общественно-литературная деятельность Твардовского, являвшаяся прямым продолжением его художественного творчества. Главный редактор журнала "Новый мир" (1950 – 1954 гг. и 1958 – 1970 гг.), секретарь правления Союза писателей СССР (1950 – 1954 гг. и 1959 – 1971 гг.), вице-президент Европейского сообщества писателей (1963 – 1968 гг.). Награжден тремя орденами Ленина, четырьмя другими орденами, а также медалями. Литература: Александров В., Три поэмы Твардовского, в его кн.: Люди и книги, М., 1956; Любарёва Е., Александр Твардовский. Критико-биографический очерк, М., 1957; её же, Поэма А. Твардовского "За далью - даль", М., 1962; Выходцев П., Александр Твардовский, М., 1958; его же, А. Т. Твардовский. Семинарий, Л., 1960; Маршак С., Ради жизни на земле. Об А. Твардовском, М., 1961; Макаров А., Александр Твардовский и его "Книга про бойца", "За далью - даль", в его кн.: Идущим вослед, М., 1969; Турков А., Александр Твардовский, 2 изд., М., 1970; Лакшин В., Новая лирика Твардовского, в кн.: День поэзии, М., 1971. А. М. Турков Источник: Большая советская энциклопедия: В 30 тт. / Гл. ред. А.М. Прохоров. – 3-е изд. – М.: «Сов. энциклопедия», Т. 25, 1976, с. 316-317. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. УшинскогоЧтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|