|
Георг Фредерик Стаут (Stout)(06.01.1860 г., Саут Шилдс, Дарем – 18.08.1944 г., Сидней) - английский философ, психолог, ученик Дж. Уорда и последователь Ф. Брентано. После окончания частной школы (1879 г.) учился в Колледже Святого Иоана в Кембридже (бакалавр искусств, 1882 г.; магистр, 1885 г.). Специализировался по античной философии, метафизике, моральным наукам. Профессиональную деятельность начал в качестве научного сотрудника и преподавателя психологии Колледжа Святого Иоана (с 1884 г.). В 1891 г. сменил К. Робертсона в качестве редактора «Mind» (до 1920 г.). В 1894-1896 гг. читал курс моральных наук в Кембридже, в 1896-1898 г. - курс сравнительной психологии в Абердинском университете. С 1898 г. по 1903 г. Стаут - внештатный лектор ментальной философии в Оксфордском университете, участник программного сборника «Personal idealism», (L., 1902). С 1903 г. и до своей отставки (1936 г.) - профессор логики и метафизики в университете Святого Эндрю. Здесь же создал лабораторию экспериментальной психологии. В 1939 г. переехал к сыну Алану в Австралию, где занял кафедру моральной и политической философии в Сиднейском университете и отдал много сил подготовке молодых философов. Научная деятельность Стаута завершает этап развития философии, основанной на наблюдении, интроспекции и рефлексии. Он был последователем метода интроспекции в том виде, как его обосновал Р. Авенариус («Analytic psychology». V. 1-2, L., N.Y., 1896; в русском переводе: Аналитическая психология. Т. 1, Пг., 1923) и выступал решительным противником естественнонаучных основ ассоцианизма. Это было основано на том, что С. отвергал узко аналитический подход к процессам восприятия, утверждая мысль о том, что все элементы даны во взаимосвязи друг с другом, которую нельзя не учитывать. В частности, по его мнению, в подобном единстве, когда одно включает в себя другое, находятся разум и тело и экспериментальное исследование не может изолированно выделить ни то, ни другое. Вслед за своим учителем, Дж. Уордом, считал, что единство сознания предполагает когнитивный, аффективный и волевой модусы. Развивал психологические представления Ф. Брентано о принципе активности субъекта. В процессе своего научного развития С. перешел с позиций прагматизма к реализму и затем к религиозной философии. В 1930-х гг. выступал решительным противником теории эмерджентной эволюции, согласно которой возникновение качественно нового является непознаваемым и не основано на естественной закономерности. Автор трудов: «The gerbartian psychology» / Mind. 188, 13; «A manual of psychology», L., N.Y., 1899; «Groundwork of psychology», 1903; «Studies in philosophy and psychology», L., N.Y., 1930; «Mind and matter», L., N.Y., 1931; «God and Nature», L., 1952. И. М. Кондаков Источник: История психологии в лицах. Персоналии / Под ред. Л. А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2005. – С. 448. |