|
Герберт Спенсер (Spencer)(28.04.1820, Дерби, Великобритания – 08.12.1903, Брайтон, Великобритания) – английский философ, социолог и психолог. Один из родоначальников позитивизма, главный представитель эволюционизма, получившего во второй половине XIX в. широкое распространение. Работал инженером на железной дороге (1837–1841 гг.), затем сотрудничал в журнале «Economist» (1848 –1853 гг.). С 1850-х гг. всецело посвятил себя разработке философских проблем. Свои взгляды Спенсер изложил в десятитомном труде «Система синтетической философии» («System of synthetic philosophy», v. 1-10, L., 1862-1896 гг.), в которую входили «Основные начала», «Основания биологии», «Основания психологии», «Основания социологии», «Основания этики». В своей философской концепции Спенсер следовал за позитивизмом Конта, хотя и отрицал свою зависимость от его взглядов. Влияние на Спенсера оказали также агностицизм Д. Юма и Дж. С. Милля, И. Кант и натурфилософские идеи Ф. В. Шеллинга. Соединив с основными положениями позитивизма эволюционный подход, Спенсер распространил их не только на природу и общество, но и на все проявления психической жизни. Стремясь соединить позитивистскую интерпретацию знания (требующую ограничиться наблюдаемыми фактами) с элементами априоризма, Спенсер выдвинул версию, согласно которой принимаемое за априорное (самоочевидное, данное индивиду до всякого опыта) в действительности имеет опытные основания. Однако индивид этого не осознает, поскольку получает опытное знание по наследству от предшествующих поколений. В психологии Спенсер твердо придерживался ассоцианистской доктрины, господствующей в середине XIX века. Соединяя ее с принципом развития, объяснял это развитие как нарастание ассоциативных связей, когда два психических состояния, следуя одно за другим (и в филогенезе и в онтогенезе), настолько прочно сцепляются, что при воспроизведении первого имеется тенденция к тому, чтобы в поведении и сознании возникло другое. Однако традиционный ассоцианизм, столь типичный для английской психологической мысли, претерпел в трактовке Спенсера важную трансформацию, что было обусловлено опорой на принцип эволюционного объяснения всего, что происходит с организмом человека и его сознанием. Спенсер выступил как основоположник эволюционного ассоцианизма. Это и придало исключительную популярность его труду «Основы психологии» (1855 г.). Первое издание этой книги (появившееся еще до «Происхождения видов» Дарвина, где были изложены новые принципы развития живой природы), осталось незамеченным. Но второе издание «Основ психологии» (1870 – 1872 гг.) принесло Спенсеру всеевропейскую славу, оказав влияние на психологические учения в различных странах, в том числе и в России. Развитие психики Спенсер рассматривал как частный случай действия общей закономерности, выраженной им формулой: от неопределенной несвязной гомогенности к определенной связной гетерогенности. Это означало, что психическая жизнь (и в животном мире, и у отдельного индивида) имеет единый «вектор» эволюции, в процессе которого нерасчлененные, разрозненные формы становятся все более дифференцированными и интегрированными. Особое значение в психологических объяснениях Спенсера заняло распространение разработанного эволюционной биологией нового понимания детерминации явлений. Если прежде организм трактовался как система, которая отделена от ее окружения и в процессе жизни приспособляется к ней, то в психологии Спенсера утвердилось понимание не организма самого по себе, а новой системы: «организм – среда» как особой целостности, эволюционирующая по своим особым законам. Это четко выразила одна из главных идей Спенсера, согласно которой «жизнь есть непрерывное приспособление внутренних отношений к внешним». С этой точки зрения должен быть рассмотрен и психический процесс как разновидность жизненного. Сознание тем самым анализировалось в контексте биологической адаптации. Существование и развитие не может иметь иного смысла, кроме как приспособительного. Если бы психика не служила этой цели, считал Спенсер, ее появление и развитие было бы чудом. Естественный отбор создает психику с неумолимой необходимостью, и она служит одним из могучих орудий выживания. Из этого следовало, что все психологические категории должны быть пересмотрены с точки зрения их служебной роли в выживании. Они не функции или явления сознания, как данное субъекту в процессе самоотчета о нем, а различные группировки операций (таких как восприятие, память, разум и др.), посредством которых реализуется приспособление к среде. Тем самым Спенсеру принадлежал приоритет в такой трактовке фактов сознания, при которой они соотносились бы как с внутриорганизменными связями, так и с внешними по отношению к нему характеристиками процессов. Отсюда радикально менялся взгляд на предметную область психологии, которая в те времена ограничивалась внутри психическими процессами. Для середины XIX в. учение Спенсера было совершенно необычным, поскольку во всех психологических направлениях доминировал интроспекционизм. Именно неудовлетворенность интроспекционизмом побудила идеолога позитивизма О. Конта, на позиции которого опирался Спенсер, отказать психологии в праве считаться настоящей наукой. Спенсер же доказывал, что наряду с субъективной психологией должна существовать объективная, которая рассматривает поведение не с точки зрения внутренних переживаний, а с позиций, позволяющих рассматривать психику как совокупность нервно-мышечных приспособлений. Посредством этих приспособлений высшие организмы каждое мгновение прилаживают свои действия к окружающим их «сосуществованиям и последовательностям». Из этого явствовал эклектический характер психологического учения Спенсера, стремившегося примирить под эгидой эволюционной теории субъективную психологию с объективной. Спенсеру принадлежит первая серьезная попытка объяснить психику (как со стороны содержания, так и со стороны изменения и развития) с позиций общих начал органической эволюции. Эти объяснения дали импульс внедрению новых идей в различные психологические направления как материалистического, так и идеалистического толка. В России влияние Спенсера испытал И. М. Сеченов, поставивший своей задачей при объяснении психического развития «примирить Спенсера с Гельмгольцем» и на этом основании разработать новое учение об «элементах мысли». Взгляд Спенсера на сознание как инструмент приспособления к среде был воспринят Джейсом, от которого он перешел к американскому функционализму, а затем – инструментализму. Известное влияние на психологию оказали и другие положения Спенсера, в частности, касающиеся наследственной детерминации форм познания, трактовки общества как организма, развивающегося по общим законам эволюции. Если впоследствии труды Спенсера потеряли актуальность, то в период формирования психологии как науки, имеющей свой предмет, они создали идейную атмосферу, способствовавшую ее переориентации на биологические науки и тем самым укреплению естественнонаучной ориентации психологии. Основные труды Спенсера: «Works», v. l –18, L.; N.Y., 1910. В русском переводе «Собрание сочинений», т. 1-7, СПб., 1866-1869 гг., (2-изд. 1898-1900 гг.); «Автобиография», ч. 1-2, СПб., 1914. А. И. Липкина, М. Г. Ярошевский Источник: История психологии в лицах. Персоналии / Под ред. Л. А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2005. – С. 443-445. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Издания из имидж-каталога НПБ им. К. Д. УшинскогоЧтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|