Михаил Николаевич Скаткин

Михаил Николаевич Скаткин

[29.07(11.08).1900, с. Козлове, ныне Моск. обл., - 07.08.1991, Москва], педагог, действительный член АПН СССР (1985; член-корреспондент с 1950). С 1919 учитель начальной школы. В 1920-1930 работал на 1-й Опытной станции по народному образованию Наркомпроса РСФСР под руководством С. Т. Шацкого; в 1925 там же окончил педагогические курсы. С 1930 вёл научно-исследовательскую работу в Институте научной педагогики при 2-м МГУ, Программно-методическом институте, Институте политехнического образования и других научно-педагогических учреждениях и одновременно преподавал в вузах. С 1945 в системе АПН, с 1957 заведовал подразделениями научно-исследовательских институтов, разрабатывающими проблемы дидактики. Скаткин занимался методологией педагогической науки, в том числе вопросами совершенствования процесса обучения, содержания образования и другими. Его исследования по фундаментальным проблемам дидактики (теории политехнического образования, принципов и методов обучения) легли в основу работ, проводимых в СССР и других странах. Скаткин одним из первых начал разработку теории конструирования учебных программ. Автор ряда новых принципов дидактики, в том числе принципа научности обучения; соавтор дидактических концепций содержания образования и методов обучения. Значительна его роль в выявлении путей совершенствования процесса обучения в 60-80-е гг. Скаткин отличался мастерством систематизации состояния дидактики и отдельных её проблем, придавая их совокупности концептуальную целостность. Скаткин - автор учебника по природоведению для начальной школы (1946-1986) и методических руководств к нему.

Сочинения: Науч. основы методики преподавания естествознания в нач. школе, ИАПН, 1946, в. 4; Вопросы теории построения программ в сов. школе, ИАПН, 1949, в. 20; Формализм в знаниях учащихся и меры борьбы с ним, М., 1956; Критерии и принципы определения содержания образования. Методы науч. разработки вопросов содержания образования Доклад на совещании экспертов ЮНЕСКО. 1968, [б. м., б. г.]; Совершенствование процесса обучения, М., 1971; О школе будущего, М., 1974; Школа и всестороннее развитие детей, М., 1980; Дидактика ср. школы, M., 19822 (ред.); Проблемы совр. дидактики, M., 19842; Методология и методика пед. исследований, М., 1986.

Л. А. Карпенко

И. Я. Лернер

Источник:Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 2, 1996, с. 335.

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. Ушинского

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу


Издания из электронного каталога НПБ им. К.Д. Ушинского