Фред Джойс Шонелл

Фред Джойс Шонелл (Schonell)

(03.08.1900, Перт, Австралия, - 22.02.1969, Брисбен, там же), английский педагог. В 1925 г. окончил университет Западной Австралии. Преподавал в Лондонском университете. В 1931-1937 гг. почетный секретарь Британского психологического общества (педагогическая секция). В 1942-1946 гг. профессор педагогики Бирмингемского университета, где возглавил педагогическое отделение университета (1946-1950). С 1950 г. профессор педагогики Квинслендского университета в Австралии. В 1951 г. совместно с женой Э. Шонелл организовал Центр коррекционного обучения в г. Сент-Лючия (руководил им до конца жизни, в 1969 переименован в Центр педагогических исследований им. Ф. и Э. Шонелл). Почетный член Британского психологического общества (1966).

Шонелл приобрел известность своими исследованиями в области преподавания основных предметов начального обучения. В целях практического приложения разработанных им принципов Шонелл подготовил серию учебников по арифметике, методические пособия для учителей по преподаванию письма и счета, а также по тестированию учащихся. Из теоретических работ по этим вопросам наибольший интерес представляет его труд "Отставание в основных учебных предметах" ("Backwardness in the basic subjects", Edinburgh - L, 1942), где он рассмотрел интеллектуальные, эмоциональные и физические факторы, вызывающие отставание учащихся, наметил этапы их преодоления. 1-й этап - определение факторов, способствующих формированию личности ребенка в целом, 2-й - выявление индивидуальных особенностей ребенка с помощью различных тестов (интеллектуальных, тестов успеваемости и др.), определение трудностей в учебе. Затем - выработка выравнивающих курсов. Шонелл установил, что во многих случаях отставание обусловливается неумением педагогов учитывать взаимодействие физических особенностей ученика, его умственных способностей, эмоционального настроя и окружающих условий.

В книге "Психология и обучение чтению" ("The psychology and teaching of reading", Edinburgh - L, 19745) определил различные периоды (этапы) обучения чтению, которые соотносятся главным образом не с физическим возрастом ребенка, а с определенным уровнем его интеллектуального развития. Предложил использовать несколько методов: алфавитный, звуковой, метод целых слов и метод "посмотри и скажи", метод предложений и т. д.

Теоретическая и практическая педагогическая работа Шонелла оказала влияние на улучшение методов преподавания в начальной школе в англосаксонских странах. Разработанные им и его коллегами тесты используются для работы с отстающими и менее способными детьми.

Сочинения: Practice m basic arithmetic, [L.], 1954, Diagnostic and remedial teaching m arithmetic, Edinburgh - L., 1957 (соавт.), Diagnostic and attainment testing, Edinburgh - L., I960 (соавт.), Promise and performance, a study of Student progress at university level, L., 1962 (соавт.)

Литература: Andrews R., The F. and E. Schonell edicational research centre, "Exceptional child", 1978, v. 25.

В. П. Лапчинская

Источник: Российская педагогическая энциклопедия: в 2 тт. / гл. ред. В. В. Давыдов. — М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 2, 1999, с. 593.

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу