|
Юлиан Охорович (Ochorowicz)(23.02.1850, Радзымин — 01.05.1917, Варшава) - польский психолог, философ-позитивист и изобретатель в области телефонной связи. Доктор философии (1873 г.). Является основателем научной психологии в Западной Украине и Польше, одним из пионеров опытной психологии в мировой науке. Окончил физико-математический факультет Варшавского университета (1872 г.). Получил степень доктора философии в Лейпцигском университете (1873 г.). С 1875 г. по 1882 г. был доцентом кафедры психологии Львовского университета. Уже в эти годы проявил себя как теоретик психологической науки, был сторонником экспериментального направления В. Вундта, пропагандистом прикладного значения психологии, стремился связать ее с педагогикой, историей, философией, логикой, физиологией и медициной. В 1882-1892 гг. жил в Париже, где вместе с Ж.М. Шарко, Ш. Рише и Т. Рибо разрабатывал научные проблемы гипноза и методику психотерапии. По этой проблематике печатал работы на французском языке («De la suggestion mental», 1887 г.). Предметом научного рассмотрения Охоровича были также парапсихологические феномены: магнетизм, оккультизм, спиритизм, гипноз и внушение, психотерапия, медиумизм, сомнамбулизм, ясновидение, передача воли и мыслей на расстояние, роль подсознательной сферы и др. Одновременно Охорович увлекся телефонией. Им был изобретен двухмембранный электромагнитный телефон, термомикрофон и др. Участвуя в 3-й Петербургской электротехнической выставке, организовал трансляцию по проводам оперных спектаклей (1886 г.). Охорович был одним из главных инициаторов созыва 1-го Международного психологического конгресса в Париже (1881 г.). Им был подготовлен проект конгресса, в котором подчеркивалась независимость психологии от философии, указывалось, что предмет психологии - явления духовной жизни человека, обосновывалась необходимость взаимопонимания между психологами, содержался призыв к их интеграции и проведению 1-го объединительного съезда. Психофизическую проблему Охорович решал с позиции материализма, категорически отрицал идеализм. Однако, ставя знак равенства между вульгарным материализмом и материализмом вообще, Охорович полагал, что материалистический подход исключает возможность исследования психических явлений. Поэтому он, как и многие ученые того времени, избрал философию позитивизма, полагая, что она преодолевает односторонность как материализма, так и идеализма. В конкретных теоретических и опытных исследованиях Охорович разрабатывал вопросы общей, возрастной, педагогической, социальной, медицинской психологии, а также психологии народов, психологии творчества и др., являясь одним из основоположников этих областей психологии. Одним из первых он обращается к вопросам социальной и исторической психологии («Неосознанные традиции человечества», 1898 г.), указывая, что в объяснении социальных явлений историк должен выступать как психолог. Исторические изменения духовной жизни народа, доказывал Охорович, требуют и психологических объяснений, например, настроения, верования, взгляды, обычаи, литература, искусство. Система психологических взглядов Охоровича наиболее полно представлена в одной из последних его работ «Главные принципы психологии», 1916. Охорович известен также как писатель, журналист и литературный критик, редактор органа позитивистов в Польше - журнала «Нива». А. Т. Губко Источник: История психологии в лицах. Персоналии / Под ред. Л. А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2005. – С. 340 -341. |