Валерия Сергеевна Мухина

Валерия Сергеевна Мухина

(р. 22.01.1935) – российский психолог, специалист в области психологии развития, психологии личности и этнической психологии. Доктор психологических наук (1972 г.), профессор. Действительный член Российской академии образования (1992 г.), директор Института развития личности Российской академии образования (1992 – 1998 гг.). Окончив биолого-химический факультет Московского государственного педагогического института им. В.И. Ленина (1956 г.), защитила кандидатскую диссертацию (1965 г.). В 1972 г. – докторскую: «Генезис изобразительной деятельности ребенка». Работала на кафедре психологии Московского педагогического государственного института. С 1988 г. заведует кафедрой педагогической психологии Московского государственного педагогического университета (МГПУ), ныне кафедра психологии развития.

Первоначально научная работа Мухиной была связана с проблемами возрастной психологии и психологии развития. В работе «Близнецы» (1969 г.) приводятся уникальные наблюдения за психическим развитием сыновей-близнецов от рождения до семи лет. Исследования позволили выявить новые подходы к психическому развитию детей раннего и дошкольного возраста, раскрывающие взаимосвязь двух противоречивых тенденций, определяющих этот процесс – зависимость поведения ребенка от функционального назначения предметов и свободу в сфере символических действий с предметами-заместителями. Формирование знаковой функции сознания, рефлексии детей явилось предметом исследования в работе «Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта» (1981 г.).

В работах «Проблемы генезиса личности» (1985 г.), «Лишенные родительского попечительства» (1991 г.), «Возрастная психология» (1994 г.) и др. были выявлены механизмы развития личности, представленные в виде пары «идентификация-обособления», построена теория исторического и онтогенетического развития структурных звеньев самосознания, согласно которой выделяются пять звеньев в структуре самосознания – 1) эмоционально-ценностное отношение к своему телу и имени, 2) притязание на признание, 3) половая идентификация, 4) психологическое время личности, 5) социальное пространство личности. Универсальность этой концепции была подтверждена экспериментальными данными, анализом продуктов изобразительной деятельности детей, в том числе детей с различными видами психологической депривации, а также результатами этнопсихологических исследований, проведенных под руководством Мухиной.

Источник: История психологии в лицах. Персоналии / Под ред. Л. А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2005. – С. 314.

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. Ушинского

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу


Издания из электронного каталога НПБ им. К.Д. Ушинского