|
Николай Дмитриевич Левитов(17.04.1890, Ранненбург Рязанской губернии - 17.02.1972, Москва) - российский психолог, специалист в области педагогической и возрастной психологии, психологии труда и дифференциальной психологии. Доктор психологических наук (1944 г.), профессор, заслуженный деятель науки РСФСР. Научно-педагогическую деятельность начал в 1921 г. в качестве проректора Института Народного Образования в Москве. Позже работал в Центральном институте труда. В 20-е гг. возглавлял лабораторию профконсультации Института охраны здоровья детей и подростков им. Обуха, где изучал и систематизировал зарубежный и отечественный опыт в области оценки профпригодности, ее прогнозирования («Психотехника и профессиональная пригодность», 1924 г., 1928 г.). Совместно с А.А. Толчинским разработал батарею психологических тестов для диагностики общей интеллектуальной одаренности и технического интеллекта в целях профконсультации молодежи, которая широко применялась в исследованиях отечественных психологов того времени («Испытания умственной одаренности (тесты)». 1927 г.). Был активным членом Всесоюзного Общества психотехники и прикладной психофизиологии (зам. председателя, 1928-1934 гг.), членом редакции журнала «Советская психотехника», членом Московского тестологического объединения. С 1938 по 1959 гг. заведовал лабораторией в Институте психологии Академии педагогических наук РСФСР, где в 1944 г. защитил докторскую диссертацию «Проблемы характера в психологии». С 1959 г. преподавал и руководил кафедрой психологии Московского областного педагогического института им. Н.К. Крупской (1959-1971 гг.). В 1940-1950-е гг. Левитов опубликовал ряд книг в области возрастной и педагогической психологии в помощь школьным учителям и мастерам профтехучилищ («Очерки педагогической психологии», 1946 г.; «Психология старшего школьника», 1955 г.; «Вопросы психологии характера», 1952 г., 1956 г., 1969 г.). Способствовал становлению исследований в сфере психологии труда, ликвидированной в 1936 г. вместе с педологией («Психология труда», 1963). Разрабатывал проблему одаренности и способностей, которые понимал как относительно устойчивые психологические особенности человека, рассматриваемые с позиций его пригодности к данной деятельности. Одаренность, по мнению Левитова, это природный фонд способностей, их задатки, биологическая основа, не предполагающая развития способностей, но в ряде случаев являющаяся существенным фактором этого развития, особенно на его первых этапах («Способности и интересы», 1962 г.). Левитов одним из первых в отечественной психологии поставил проблему психических состояний человека. Рассматривал готовность человека выполнять трудовые, учебные задачи как обусловленную устойчивыми свойствами его индивидуальности, владением специальными знаниями и умениями, а также динамичными психическими состояниями («О психических состояниях человека», 1964 г.). С. В. Ильина Источник: История психологии в лицах. Персоналии / Под ред. Л. А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2005. – С. 262-263. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. УшинскогоЧтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|