|
Таиса Алексеевна Ладыженская(р. 05.04.1925 г., Кировоград, Украина), педагог, методист по русскому языку, доктор педагогических наук (1972 г.), профессор (1973 г.). В 1946 г. окончила Ленинградский государственный педагогический институт им. А. И. Герцена. С 1941 г. учитель в Кемеровской области. В 1951-1956 гг. преподавала в Майкопском педагогическом институте и в средней школе, в 1956-1981 гг. работала в Научно-исследовательском институте средств и методов обучения Академии педагогических наук СССР. С 1981 г. заведующая кафедрой методики преподавания русского языка в Московском государственном педагогическом институте им. В. И. Ленина. Под редакцией и при участии Ладыженской создан учебник русского языка для 4(5) - го класса (1968 г., 1988 г.; премия К. Д. Ушинского, 1970 г.), существенной особенностью которого явилось последовательное стремление приблизить начальный школьный курс к уровню современных лингвистических знаний. Структура и способы подачи теоретического материала, система упражнений, устных и письменных работ направлены на формирование у учащихся сознательного отношения к слову, умения наблюдать и анализировать языковые факты, правильно строить свои рассуждения и высказывания. Ладыженская – автор работ по методике обучения письменной речи, руководитель разработки межпредметной программы "Речь" (1980 г.) для 1-3-х классов. Автор методического пособия "Живое слово. Устная речь как средство и предмет обучения" (1986 г.), адресованного учителю-словеснику. Отмечая "основополагающее значение" речи в становлении личности (познании, общении, в формировании мировоззрения, эстетического вкуса, поведения), Ладыженская анализирует в курсе два комплекса вопросов. С одной стороны, выясняются особенности устной речи (фонетика, синтаксис, лексика), её жанрово-стилистические характеристики и ситуативные разновидности. С другой – обосновывается роль речи в процессе учебной коммуникации. Утверждается особая роль "слова "учителя, свобода владения им различными "педагогическими стилями общения". Подробно рассматриваются приёмы и методы совершенствования устной речи школьников на разных этапах работы. Развитие коммуникативных умений учащихся, по мысли Ладыженской, включает знакомство с речевым этикетом, речевыми формулами и т. д.; выработку культуры устных ответов и умения самостоятельно создавать логически стройный, убедительный текст; воспитание у детей "мастерства рассказчика" (способность реализовать собственное мировосприятие, первичные навыки художественного творчества); освоение элементов "ораторского искусства" и умелое использование в речи эмоционально-оценочных языковых средств. Каждое направление работы в пособии подкрепляется упражнениями, разборами и методическими рекомендациями. Г. А. Богданова, Д. А. Ермаков Источник: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 1, 1993, с. 492. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. УшинскогоЧтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|