Джордж Александер Келли

Джордж Александер Келли (Kelly)

(28.04.1905 — 06.03.1967) - американский психолог, профессор и руководитель психологической клиники университета штата Огайо (1946-1965 гг.). Автор оригинальной теории и методологии изучения личности и основатель научной школы психологии личностных конструктов.

Базовый постулат теории Келли гласит, что организация психических процессов личности определяется тем, как личность предвосхищает (конструирует) будущие события. Келли рассматривает человека как исследователя, постоянно строящего свой образ реальности посредством индивидуальной системы категориальных шкал - личностных конструктов - и исходя из этого образа выдвигающего гипотезы о будущих событиях. Неподтверждение этих гипотез ведет к большей или меньшей перестройке системы конструктов с тем, чтобы повысить адекватность последующих прогнозов. Келли разработал методический принцип репертуарных решеток, с помощью которых самим Келли и его последователями было создано большое число методик диагностики особенностей индивидуального конструирования субъектом реальности.

Келли принадлежит также психотерапевтический метод фиксированных ролей. Теория Келли и ее методический инструментарий нашли широкое применение в различных областях клинической психологии, а также психологии обучения и ряде других прикладных областей (Bannister D. (ed.) «Perspectives in personal construct theory», London, 1970). Созданная Келли научная школа продуктивно работает в ряде научных центров стран Запада, прежде всего в Великобритании; с 1988 г. в США издается «International Journal of Personal Construct Psychology». В русском переводе о методе Келли вышла книга Ф. Франселла, Д. Баннистер «Новый метод исследования личности», М., 1987.

Д. А. Леонтьев

Источник: История психологии в лицах. Персоналии / Под ред. Л. А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2005. – С. 213.

В фонде библиотеки имеются следующие издания: