|
Николай Иванович Кареев[24.11(06.12).1850, Москва, - 18.02.1931, Ленинград], историк, педагог и методист, почетный член АН СССР (1929; член-корреспондент Петербургской АН с 1910). Окончил историко-филологический факультет Московского университета (1873). Преподавал в московских гимназиях; профессор Варшавского (1879-1884) и Петербургского (1885-1899, с 1906) университетов. До 1917 занимал ведущее место в разработке методики преподавания истории. По инициативе Кареева школьной методикой истории занялись члены исторического общества при Петербургском университете. Эти проблемы были включены в программу "Научно-исторического журнала" (1913-1914). Кареев впервые прочитал в Петербургском университете теоретический курс по методике преподавания истории; опубликовал ряд статей и рефератов (список см.: "Историческое обозрение", т. 20, 1915, с. 212). В монографии "О школьном преподавании истории" (1917) Кареев рассмотрел его как важное общеобразовательное средство, воспитывающее умение исторически мыслить. Занимался теоретическими проблемами образования. Содержание общего образования подразделял на 4 группы учебных предметов: 1-я содержит элементарный курс родного и иностранных языков, 2-я (по мнению Кареева, основная) предлагает комплексы сведений из различных областей философского и научного знания, 3-я охватывает прикладные предметы для профессиональной подготовки, 4-я обеспечивает религиозно-нравственное воспитание. Средняя школа должна быть единой, но допускающей организацию занятий для учащихся с особым интересом к отдельным предметам, в том числе в связи с будущей профессиональной деятельностью. Считал, что научные знания должны стать доступными широким слоям населения. Автор университетских курсов и школьных учебников по всеобщей истории (многие изданы в 1901-1917). В школьном курсе истории первое место отводил ознакомлению учащихся с отечественным прошлым, а всё обучение предмету рассматривал как восхождение от художественно-исторических описаний к истории-науке. Обосновал отбор, классификацию, систематизацию материала, принципы его оформления и изложения в учебнике истории, а также приёмы работы с ним. Был одним из ведущих в России теоретиков самообразования, создал многие пособия для самостоятельного изучения истории. Впервые в стране предпринял опыт оказания помощи выпускникам средних учебных заведений в выборе профессии (кн. "Выбор факультета", 1905). Сочинения: Письма к учащейся молодежи о самообразовании, СПБ, 1907"; Беседы о выработке миросозерцания, СПБ, 1895; Мысли об основах нравственности, СПБ, 1896; Что такое общее образование, Од., 1895; Заметки о преподавании истории в ср. школе, СПБ, 1900; Идеалы общего образования, СПБ, 1909; О шк. преподавании истории, П., 1917; Прожитое и пережитое, подготовка текста, вступит, ст., комментарии В. П. Золотарева, Л., 1990; Антология пед. мысли России второй половины XIX - нач. XX в., М., 1990, с. 363-69. Литература: Золотарев В. П., О методология, взглядах Н. И. Кареева, УЗ МОПИ, 1965, т. 121, Истфак, в. 5; его же, Н. И. Кареев как методист, там же; Лебедев П. А., К истории вопроса о подготовке учащихся ст. классов к выбору профессии, там же, 1957, т. 50, Тр. кафедры педагогики, в. 4; Хмелев А. Н., Передовые методисты нач. XX в. О преподавании истории, ПИШ, 1959, № 5. П. А. Лебедев Источник:Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. — М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 1, 1993, с. 419-420. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. УшинскогоЧтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|