|
Гавриил Осипович Гордон[26.04(08.05).1885 г., село Спасск Тамбовской области, – середина 1930-х гг., Соловки], педагог, профессор (1926 г.). Окончил философское отделение историко-филологического факультета Московского университета (1909 г.). В 1906 – 1907 гг. и в 1909 г. слушатель Марбургского университета в Германии. В 1910 – 1914 гг. преподавал в московских гимназиях. В 1918 – 1920 гг. заведующий уездным отделом народного образования (Моршанск), в 1920 г. преподавал в Тамбовском университете. С 1921 г. в Москве: профессор факультета общественных наук Московского государственного университета (до 1925 г.), член научно-педагогической секции Государственного ученого совета (1921 – 1930 гг.). В 1924 – 1929 гг. редактор "Педагогических курсов на дому". В 1926 – 1929 гг. во Втором Московском государственном университете (профессор; учёный секретарь Института научной педагогики). В начале 1930-х гг. необоснованно репрессирован; реабилитирован посмертно. Гордон – ученик и последователь П. Наторпа, развивал идеи социальной педагогики. В первой половине 1920-х гг. последовательно выступал против ранней профессионализации, разрабатывал методологические основы общеобразовательной политехнической трудовой школы, каждая ступень которой, по его мнению, должна иметь самостоятельное значение и обеспечивать подготовку учащихся к жизни. Отстаивал широкое понимание политехнической школы как не только индустриальной, но и дающей необходимую теоретическую подготовку и знания в области мировой культуры. Трактовал труд учащихся не столько как физический, сколько интеллектуальный, основанный на принципе творческой активности, инициативы и самодеятельности. Считал, что трудовые процессы в качестве педагогического метода должны входить как интегральная составная часть в содержание образования и учебные программы. Эти установки стремился воплотить в программах Государственного ученого совета (ГУСа) для школы. Реально оценивая вероятность идеального построения учебно-воспитательного процесса трудовой школы (которое понимал как непосредственное "деловое в меру сил участие школьной общины в производственных процессах..."), Гордон обосновывал пути реализации трудового метода в школе через постановку проблем организации труда, выдвигаемых конкретной обстановкой, их разрешение путём коллективной общественно полезной работы класса, ориентацию на трудовые потребности местного населения. Во второй половине 1920-х гг. отстаивал необходимость систематического изучения истории в школе как самостоятельного предмета в противовес доминировавшей установке на изучение только обществоведения. Был убеждён, что исторические экскурсы методически полезны при изучении современности, а параллели с современностью содействуют пониманию прошлого. Разработал примерный план изучения истории в семилетней школе: русская история составляла раздел курса всеобщей истории; в первые три года обучения рассматривались история культуры, затем экономическая история, а на 4-5-м году обучения – политическая история соответствующих эпох. М. В. Богуславски Источник: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 1, 1993, с. 219. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. УшинскогоЧтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|