|
Минна Карловна Горбунова-Каблукова[21.05(02.06).1840 г., село Нижний Шкафт, ныне Пензенской области, – 1931 г.], деятель профессионального образования, первая русская женщина-статистик, писательница. Внучка латышского просветителя Г. Меркела. Получила домашнее образование, сдала экзамен на звание учительницы. С 1860 г. в Москве, преподавала в ремесленных школах для девушек. С 1873 г. в течение ряда лет выезжала во Францию и Германию для изучения методов женского ремесленного образования. Преподавала ремёсла в Московском (Николаевском) институте благородных девиц. В 80-х гг. XIX в. по поручению Московской губернской земской управы изучала женские промыслы в Московской губернии. В 1880 г. вела непродолжительную переписку с Ф. Энгельсом по вопросам профессионального образования в Англии и России. В 1887 г. на свои средства открыла женское профессиональное училище, которое затем возглавила её дочь В. Лепёшкина (училище В. Лепёшкиной). Училище имело общеобразовательное отделение, дававшее знания за 2 класс гимназии и готовившее девушек для обучения на отделении учительниц рукоделия и воспитательниц маленьких детей, а также профессиональные курсы для взрослых женщин (кройка и шитьё, рукоделие, вязание, домоводство, счетоводство). Горбунова-Каблукова – видный организатор женского профессионального образования. Сотрудничала с Постоянной комиссией по техническому образованию Русского технического общества, руководила специальной секцией на 2-м и 3-м съездах русских деятелей по профессиональному и техническому образованию. С середины 1890-х гг. до 1917 г. возглавляла комиссию по обучению женским ремёслам Московского общества распространения технических знаний при Политехническом музее в Москве. Стремилась привлечь общественные и частные средства для создания женских профессиональных школ. Активно сотрудничала в журналах "Техническое образование", "Русская мысль", "Земство", "Отечественные записки" и др. Разрабатывая педагогические основы женского профессионального образования, Горбунова-Каблукова выступала против превращения профшкол в "маленькие фабрички", эксплуатирующие детей. Отстаивала единство теоретической и практической подготовки, расширение обучения ремёслам девочек в сельских школах, необходимость подготовки учителей - специалистов по женским ремёслам. Вместе с тем, разделяя идеи либерального народничества, высказывала опасения, что развитие ремесленного образования в деревне будет вести к отрыву крестьян от земли, разрушению традиционных семейных отношений. Предлагала ограничить профессиональное обучение женщин-крестьянок лишь сферой кустарных промыслов и сельского хозяйства. Литература: Кирьянова О. Лондон. Ф. Энгельсу // Профессионально-техническое образование. – 1985. – № 11; Осовский Е. Г. Развитие теории профессионально-технического образования в СССР (1917 - 1940). М., 1980. Гл. 1. Е. Г. Осовский Источник: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 1, 1993, с. 218-219. |