, Феофан Затворник

Феофан Затворник

(в миру – Говоров Георгий Васильевич) [10(22).01.1815 г., село Чернава Орловской губернии, – 06(18).01. 1884 г., Вышенская Успенская Пустынь в Тамбовской губернии], деятель Русской православной церкви, духовный писатель, публицист, переводчик, педагог. По окончании Орловской семинарии (1837 г.) учился в Киевской духовной академии, на последнем курсе (1841 г.) принял постриг. В 1841 г. назначен ректором Киево-Софийского духовного училища, где преподавал также латинский язык. В 1842 г. переведен в Новгородскую семинарию на должность инспектора и преподавателя психологии и логики.

С 1844 г. преподавал в Петербургской духовной академии (до 1847 г. бакалавр кафедры нравственного и пастырского богословия). Читал лекции о духовном воспитании, в том числе детей и юношества (легли в основу книги "Путь ко спасению", вып. 1-3, 1868 – 1869 гг.). В 1847 – 1855 гг., находясь в составе духовной миссии в Иерусалиме, которую возглавлял археолог архимандрит Порфирий Успенский, совершенствовался в древних и новых языках, изучал греческие рукописи в монастырских библиотеках. В 1857 г. назначен ректором академии. С этого времени началась деятельность Феофана как публициста-проповедника, поднимавшего широко обсуждавшиеся на рубеже 1850-1860-х гг. вопросы общественной жизни. В ряде выступлений (вошли в книгу "Предостережение от увлечения духом настоящего времени", 1858 г.) отмечал, что в современную ему эпоху преобладает "дух вражды на Бога", происходит охлаждение отношений между людьми. Признавая необходимость социальных и экономических преобразований, утверждал, что истинный прогресс предусматривает прежде всего духовно-нравственное совершенствование общества, основанное на православном вероучении ("Слова архимандрита Феофана", 1859 г.).

В 1858 г. Феофан поставлен епископом в Тамбов, в 1863 г. переведен во Владимир. В 1866 г. удалился в Вышенскую пустынь, где с 1872 г. жил уединенно, занимался литературой и переводами, вел обширную переписку, став для многих людей заочным духовником ("Собрание писем", вып. 1-8, 1898 – 1901 гг.) Из его писем сложились книги "Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться" (1878 г., составлена из писем к княжне Лукомской с дополнениями), "Письма о христианской жизни" (1880 г.). Эти произведения были посвящены поиску путей искупления, самосовершенствованию человека. Феофану принадлежит ряд переводов патриотической и учительной литературы, среди которых особое место занял свод наставлений "Добротолюбие" (т. 1-5, 1877 – 1889 гг., выдержал многократные переиздания), содержащий сочинения Антония Великого, Ефрема Сирина, Иоанна Лествичника, Максима Исповедника и др.

Разносторонняя душепопечительная деятельность Феофана способствовала формированию своеобразной педагогической системы, универсальный характер которой отмечали его современники. Феофан подчеркивал, что педагогическое творчество имеет духовно-нравственную основу: "Полюбите детей, и они Вас полюбят". По мысли Феофана, плодотворно лишь такое образование, которое "развивает не только ум, но и сердце", истины, воспринятые сознанием, утвердятся, если будут глубоко прочувствованы. В этой связи Феофан предъявлял высочайшие этические требования к людям, занимающимся воспитанием молодежи: "Воспитатель должен пройти все степени христианского совершенства, чтобы впоследствии в деятельности уметь держать себя, быть способным замечать направления воспитываемых и потом действовать на них с терпением, успешно, сильно, плодотворно. Это должно быть сословие лиц чистейших, богоизбранных и святых".

Феофан постоянно поднимал вопросы, связанные с осуществлением церковью ее пастырского назначения, настаивал на создании новых переводов богослужебных книг, язык которых устарел и сделался непонятным.

В 1988 г. Русской православной церковью причислен к лику святых.

Литература: Смирнов П. А. Жизнь и учение преосвященного Феофана… Шацк, 1905; Хитров M. И. Преосвященный Феофан затворник Вышенский. M, 1905; Таубе M. Ф. Три столпа русского самобытного просвещения прошлого столетия: Хомяков, Достоевский и епископ Феофан. Харьков, 1912; Флоровский Г. Пути русского богословия. Париж, 1983; Георгий (Тертышников), архимандрит, Светильник земли Русской. "Богословские труды". 1990, т. 30; его же, Душепопечительная и литературная деятельность святителя Феофана… Там же, 1992, т. 31.

M. B. Артеев

Источник: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 2, 1999, с. 503.

В фонде библиотеки имеются следующие издания: