Ирина Владимировна Дубровина

Ирина Владимировна Дубровина

(р. 06.06.1935 г.) - российский психолог, специалист в области возрастной и педагогической психологии, психологии развития, консультативной психологии. Является основателем детской практической психологии, разработчиком и организатором школьной психологической службы. Доктор психологических наук (1989 г.), профессор (1992 г.), член-корреспондент Российской академии образования (1995 г.), действительный член РАО (2000 г.).

Окончила в 1958 г. факультет русского языка, литературы и истории МГПИ им. В. П. Потемкина. Профессиональную деятельность начала в качестве учителя русского языка Московской школы (1958-1963 гг.). Поступив в 1963 г. в аспирантуру института психологии АПН РСФСР (ныне ПИ РАО), окончила ее в1966 г., защитив кандидатскую диссертацию «Анализ компонентов математических способностей в младшем школьном возрасте» (1967 г.). С 1966 г. по настоящее время работает в ПИ РАО. В 1976 г. стала заведующей лабораторией Психологии формирования личности, которой до этого руководила Л. И. Божович. С 1978 г. по 1992 г. была заместителем директора ПИ РАО по научной работе. В 1988 г. защитила докторскую диссертацию: «Теоретические основы и прикладные аспекты развития школьной психологической службы». С 1992 г. заведует лабораторией Научных основ детской практической психологии.

Основное направление научных исследований Дубровиной первоначально было связано с проблемами генезиса возрастных и индивидуальных особенностей школьников. Ею изучался переходный период от подросткового к юношескому возрасту, впервые ставший предметом систематизированного исследования. («Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту», 1987). На значительной выборке учащихся изучалась познавательная мотивационно-потребностная сфера, самосознание и другие стороны личности. Результаты были опубликованы в коллективной монографии: «Особенности обучения и психического развития школьников 13-17 лет» (1988 г.). Детальный анализ формирования личности старших школьников был представлен в монографии «Формирование личности старшеклассника» (1989 г.) и книге: «Формирование личности в онтогенезе» (1992 г., редактор и соавтор).

С конца 1970-х гг. под руководством Дубровиной проводилось изучение специфики психического развития детей, растущих вне семьи. В результате многолетних исследований были выявлены причины особого типа психического и личностного развития детей, воспитывающихся в интернатах («Психическое развитие воспитанников детского дома» / редактор совместно с М. И. Лисиной, 1990 г.).

В 1980 г. по инициативе вице-президента Академии педагогических наук СССР Ю.К. Бабанского Дубровина начала работу по организации в стране школьной психологической службы. Под ее руководством было разработано «Положение о психологической службе образования», а также ряд Положений о центрах психологических служб, составляющих основу деятельности психолога в системе образования. Исследуя теоретические и прикладные проблемы детской практической психологии, Дубровина разработала основные положения и функциональные обязанности практического психолога в школьных и дошкольных учреждениях, его роль в создании благоприятных условий психического развития детей; предложила подходы к выявлению и развитию потенциальных возможностей детей; проанализировала проблемы диагностики, а также развития способностей и творческой активности детей как одной из форм коррекционной работы практического психолога.

Опубликовала серию книг и практических пособий по службе практической психологии образования: «Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики» (1991 г.); «Рабочая книга школьного психолога» (1991 г.); «Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы» (1994 г.). Разработала программу подготовки практических психологов образования.

Л. А. Карпенко, А. И. Коновалов

Источник: История психологии в лицах. Персоналии / Под ред. Л. А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2005. – С. 166.

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. Ушинского

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу


Издания из электронного каталога НПБ им. К.Д. Ушинского