Данте Алигьери

Данте Алигьери (Dante Alighieri)

(21.05.1265 г., Флоренция, – 14.09.1321 г., Равенна), итальянский поэт. Происходил из старинного дворянского рода. В наиболее известных юношеских стихах Данте, испытавший влияние прованских трубадуров, сицилийских поэтов и школы "дольче стиль нуово", воспевал молодую женщину по имени Беатриче и оплакивал её смерть (1290 г.). Эти стихи и присоединённое к ним прозаическое повествование на итальянском языке составили первую в западноевропейской литературе романизированную автобиографию "Новая жизнь" (1292 г.), где мистическое преображение действительности сочетается с глубоким психологическим проникновением в живое чувство.

Данте активно участвовал в общественной жизни Флоренции, примкнув к партии "белых" гвельфов (в основном представлявших торгово-ремесленные круги). После победы "чёрных" гвельфов (партии городского дворянства) Данте был заочно приговорён к сожжению с конфискацией имущества (1302 г.). Позже отошёл от "белых" и стал, по его выражению, "сам себе партией". Начались скитания поэта по Италии. Он был приговорён к смерти вторично в 1315 г. (этот приговор был отменен в 1966 г.). Последние 6 лет жизни Данте провёл в Равенне.

К 1304 – 1307 гг. относятся трактаты Данте "О народной речи" на латинском языке и "Пир", включающий три канцоны, созданные раньше, и являющийся первым образцом философской прозы на народном итальянском языке. Изложение вопросов морали, богословия, учения о свойствах души и интеллекта нарушается лирическим элементом – страстными тирадами, не свойственными этому жанру. В трактате "О народной речи" Данте говорит о родстве романских языков и об итальянских диалектах.

Междоусобная борьба во Флоренции и войны между итальянскими городами, интриги папской курии, падение морального авторитета церкви, личный опыт изгнанника, которому пришлось странствовать почти по всей стране, осознание единства итальянской нации – всё это привело к тому, что Данте возложил надежды на германского императора Генриха VII, вошедшего в 1310 г. со своим войском в Италию. Данте видел в Генрихе миротворца, наследника Римской империи, которому предназначено возродить Италию. В поддержку Генриха поэт написал на латинском языке 3 послания (1310 – 1311 гг.). В политическом трактате "О монархии" (1312 – 1313 гг.) на латинском языке Данте защищает идеал всемирной монархии как государства, которое должно обеспечить земное благополучие людей.

Вершина творчества Данте – поэма "Комедия", названная потомками "Божественной" (по-видимому, начата в 1307 г., закончена в 1321 г., первое печатное издание 1472 г.). Форма поэмы восходит к традиционному жанру "видения"; она изображает странствие поэта по загробному миру и состоит из трёх частей: "Ад", "Чистилище" и "Рай". Руководимый Вергилием (символ земного разума) герой поэмы, сам Данте, воплощающий греховное человечество, спускается в ад (мир осуждения) – подземную воронку, разделённую на 9 кругов, затем поднимается на гору чистилища (мир искупления), очищается от грехов и в сопровождении Беатриче (символ божественного разума) возносится в рай (мир блаженства и познания абсолютной истины). В последних песнях "Рая" Беатриче сменяет третий вожатый Данте – Бернар Клервоский, богослов-мистик 13 в.

В "Комедии" отчётливо проявляется переходный характер творчества Данте. Со средневековьем её связывает аллегорическая картина неподвижного загробного мира, подчинённая представлениям католической теологии. Но в разрешении огромного комплекса затронутых в поэме проблем богословия, истории, науки и особенно политики и морали католические догмы вступают в столкновение с новым отношением к людям, к миру поэзии с его культом античности. Интерес Данте к земной жизни, к судьбе человеческой личности – основа его гуманизма. Отвлечённым грехам Данте придаёт политическую и социальную окраску. Его волнуют судьбы Италии и Флоренции, раздираемых междоусобицами, падение авторитета и коррупция церкви, столкновение папской и императорской власти, идеал монархии. Данте размещает грешников в аду по личному усмотрению, иногда карает их не так, как этого требовала церковь, часто относится к ним с глубоким состраданием и уважением.

Там, где Данте излагает схоластические тонкости (особенно в 3-й части), поэма приобретает абстрактный характер, но в целом она тесно связана с реальностью, отражает своё время, воссоздаёт облик современников поэта. Наиболее пластичны образы нераскаявшихся грешников "Ада"– трагические фигуры, не изжившие своих страстей: Франческа, Фарината, Улисс, Уголино. Поэзия "Чистилища" посвящена лирическому изображению человеческих чувств: горечи изгнания, дружбы, радости и раскаяния. В "Раю" же поэтизируются отвлечённые философские представления, наряду с личными переживаниями поэта-изгнанника, тоскующего о родине. Особое место среди персонажей занимают мудрый и снисходительный Вергилий, величественная и нежная Беатриче (это и символы, и живые человеческие характеры) и сам Данте – человек гордый, страстный, нетерпимый и вместе с тем чувствительный к людским страданиям. Данте выступает в поэме то как личность, то как представитель человечества в целом.

Данте – создатель итальянского литературного языка, в основу которого он кладет тосканский диалект, обогащая его словами и оборотами из других диалектов, латинизмами и неологизмами. В стиле поэмы сочетаются просторечие и торжественная книжная лексика, живописность и драматизм. Данте, как никто в его время, уже говорил от имени всей итальянской нации, выражая её исторические чаяния. Он, по определению Энгельса, – "...последний поэт средневековья и вместе с тем первый поэт нового времени" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 22, с. 382). Творчество Данте оказало огромное влияние на развитие итальянской литературы и европейской культуры в целом. Ему посвящена обширная литература. В СССР в 1966 г. при Научном совете по истории мировой культуры Академии наук СССР была создана постоянно действующая Дантовская комиссия.

Литература: Веселовский А. Н., Данте, в его кн.: Избр. статьи, Л., 1939; Алпатов М. В., Итальянское искусство эпохи Данте и Джотто, М.-Л., 1939; Дживелегов А. К., Данте Алигьери, 2 изд., М., 1946; Де Санктис Ф., История итальянской литературы, пер. с итал., под ред. Д. Е. Михальчи, т. 1, М., 1963; Данте и славяне, [сб. статей под общей ред. И. Бэлзы], М., 1965; Едина Н., Данте, М., 1965; Годенищев-Кутузов И. Н., Данте, М., 1967; его же, Творчество Данте и мировая культура, М., 1971; Данте и всемирная литература. [Сб. статей] , М., 1967: Дантовские чтения. [Сб. статей], под общей ред. И. Бэлзы. [в. 1-2], М., 1968-71 (см. библ. советской дантологии. Сост. Ю. И. Ритчик, в. 1): Алексеев М. П., Первое знакомство с Данте в России, в кн.: От классицизма к романтизму, Л.,1970: Vossler К., Die Göttliche Komödie.Bd 1-2, Heidelberg, 1907-10; Carducci G., Dante e l'eta che fu sua, в его кн.: Prose, 4 ed., Bologna, 1908: Zingarelli N., La vita, i tempi, le opere di Dante, Mil., 1931; Nardi B., Dante e la cultura medievale, 2 ed. , Bari, 1949; Renaudet A., Dante humaniste. P., 1952; Apollonio М., Dante. Storia della "Commedia", 2 ed., pt 1-2, Mil., 1954; Barbi M., Problemi fondamentali per un nuovo commento della "Divina Commedia", Firenze, 1955; Croce B., La poesia di Dante, [9 ed.], Bari, 1958; Cosmo U., Guida a Dante, Firenze, 1962; Auerbach E., Studi su Dante, Mil., 1963; Attidel Congresso internazionale di studi danteschi, v. 1-2, Firenze, 1965-66; Pagliaro A., Ulisse. Ricerche semantiche sulla Divina commedia, t. 1-2, Messina - Firenze, [1967]; Rossi M., Problematica della Divina commedia, Firenze, 1969. Библиографические издания: Данте в СССР. Библиография переводов и критической литературы, 1918-1964, сост. И. В. Голенищева-Кутузова, М., 1965.

Н. Г. Елина

Источник: Большая советская энциклопедия: В 30 тт. / Гл. ред. А.М. Прохоров. – 3-е изд. – М.: «Сов. энциклопедия», Т. 7, 1972, с. 546-547.

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. Ушинского

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу


Издания из электронного каталога НПБ им. К.Д. Ушинского