Карел Чапек

Карел Чапек (Čapek)

(09.01.1890 г., Мале-Сватонёвице, – 25.12.1938 г., Прага), чешский писатель. Окончил философский факультет Пражского университета (1915 г.). Печатался с 1907 г. Большая часть ранних рассказов 1908 – 1913 гг. (вошли в сборники "Сад Краконоша", 1918 г.; "Сияющие глубины", 1916 г.) написана совместно с братом Й. Чапеком.

Трагические события Первой мировой войны 1914 – 1918 гг. определили напряжённые поиски Чапеком критерия истины, его размышления над философскими проблемами и стремление открыть источник противоречий жизни: сборники рассказов "Распятие" (1917 г.), "Мучительные рассказы" (1921 г.), близкие к экспрессионизму. Однако эти поиски совпали с влиянием на писателя философии прагматизма и релятивизма, представлений о "множественности" истин ("каждый прав по-своему"). Не принимая революционную борьбу, Чапек склонился к морально-этическому гуманизму. Многие его произведения, в том числе лирическая комедия "Разбойник" (1920 г.), строятся как сопоставление несколько "правд"; Чапек мыслит как бы одновременно несколькими вариантами, сохраняя, однако, свой этический идеал.

Мировую известность Чапеку принесли социально-фантастические произведения (драмы "R. U. R.", 1920 г., – о восстании роботов; слово "робот" придумано Чапеком; "Средство Макропулоса", 1922 г.; романы "Фабрика Абсолюта", 1922 г., и "Кракатит", 1924 г.). Научно-фантастические допущение об открытии или изобретении, способном быстро изменить условия жизни человечества, служит построению своего рода мысленного социально-философского эксперимента, созданию искусственных обстоятельств, в которых с особой наглядностью предстают те или иные философские проблемы и тенденции современной жизни. Значительное место занимает критика бесчеловечности, милитаризма, церкви, однако стихийный характер социально-экономических процессов абсолютизируется Чапеком как черта развития человечества вообще. Драмы и романы Чапека носят характер иронической и сатирической утопий – предостережений о катастрофическом потенциале, заключённом в социальной и международной конфликтности современного бытия, и об опасности дегуманизирующих тенденций. Наряду с реалистической тенденцией у Чапека порой сказывается заданность философских тезисов.

В начале 1920-х гг. Чапек создаёт путевые очерки "Письма из Италии" (1923 г.) и "Письма из Англии" (1924 г.) и др., отличающиеся реалистической конкретностью образных характеристик и лирическим юмором.

Во 2-й половине 1920-х – начале 1930-х гг. Чапек сближается с Т. Г. Масариком; с усилением в сознании писателя буржуазно-демократических иллюзий в его творчестве нарастают кризисные явления (пьеса братьев Чапеков "Адам-творец", 1927 г.). Чапек временно отходит от больших социальных и политических проблем и конфликтов; пишет преимущественно юмористические произведения малых жанров (сборники "Рассказы из одного кармана", "Рассказы из другого кармана", оба – 1929 г.). Философско-юмористическим переосмыслением известных библейских сюжетов является книга "Апокрифы" (1932 г.).

Обострение социальных противоречий и "животная доктрина" фашизма обнажили перед Чапеком несостоятельность тезиса "каждый прав по-своему". Философское преодоление релятивизма отразилось в трилогии "Гордубал" (1933 г.), "Метеор", "Обыкновенная жизнь" (обе – 1934 г.). Перед угрозой новой военной опасности Чапек приходит к активным антифашистским выступлениям, к критике правящих кругов Чехословакии. Вершина творчества Чапека – роман "Война с саламандрами" (1936 г.), в котором традиционный для него протест против обесчеловечивания человеческих отношений выливается в сатиру на жизнь буржуазного общества, милитаризм, на расовую теорию и политику фашизма. Роман соединяет в себе черты мистифицированного научно-фантастического жанра, зоологической притчи, социальной утопии, политического памфлета и насыщен пародийными формами. Антифашистская и антивоенная направленность и поиски идеала "цельного человека", способного к борьбе, определили содержание драмы "Белая болезнь" (1937 г.), повести "Первая спасательная" (1937 г.), последней пьесы Чапека "Мать" (1938 г.).

Переживания Чапека в связи с Мюнхенским соглашением 1938 г. и травля, которой он подвергся со стороны фашистских и профашистских элементов в период "второй республики", обострили болезнь писателя, ускорив его смерть. Творчество Чапека оказало значительное влияние на развитие современной социальной фантастики и явилось заметным вкладом в мировую классическую литературу. В Чехии существуют два музея Чапека: загородный дом-музей "На стржи" и мемориальный музей на родине писателя.

Литература: Шевчук В. I., Карел Чапек. Антифашистськi твори, Киïв, 1958; Малевич О., Карел Чапек. Критико-биографический очерк, М., 1968; Никольский С. В., Роман К. Чапека "Война с саламандрами", М., 1968; его же, Карел Чапек - фантаст и сатирик, М., 1973; Бернштейн И. А., К. Чапек. Творческий путь, М., 1969; Волков А. Р., Драматургiя К. Чапека, Львiв, 1972; Сучков Б., Карел Чапек. Опыт современного прочтения, "Знамя", 1974, №» 6 - 7; Mukařovský J., Kapitoly z české poetiky, sv. 2, Praha, 1948, s. 325-400; Harkins W. E., Karel Čapek, N. Y.-L., 1962; Janaszek-Jwaničková H., Karol Čapek czyli dramat humanisty, Warsz., 1962; Matuška A., Človek proti zkáze. Pokus о Karla Čapka, Praha, 1963.

С. В. Никольский

Источник: Большая советская энциклопедия: В 30 тт. / Гл. ред. А.М. Прохоров. – 3-е изд. – М.: «Сов. энциклопедия», Т. 29, 1978, с. 20-21.

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу