|
Сандро Боттичелли (Botticelli)(собственно Алессандро ди Мариано Филипепи, Alessandro di Mariano Filipepi)(1445 г., Флоренция, – похоронен 17.05.1510 г., там же), итальянский живописец флорентийской школы. Около 1465 – 1466 гг. учился у Филиппе Липпи. В1481 – 1482 гг. работал в Риме. В начале творчества Боттичелли выступает как типичный представитель раннего флорентийского Возрождения. Его ранним работам свойственны ясное построение пространства, чёткая светотеневая лепка, подробное повествование и интерес к бытовым деталям ("Поклонение волхвов", около 1470 г., Национальная галерея, Лондон, и около 1476 – 1477 гг., галерея Уффици, Флоренция, диптих "История Юдифи", 1470 – 1472 гг., там же). В ряде ранних произведений Боттичелли (аллегория "Сила", 1470 г., галерея Уффицци Флоренция; "Св. Себастьян", 1474 г., Картинная галерея, Берлин-Далем) заметно влияние Верроккьо и А. Поллайоло. В конце 1470-х гг. Боттичелли сближается с семейством Медичи и группировавшимися вокруг него гуманистами. В атмосфере двора Медичи в творчестве Боттичелли усиливаются черты утончённости и аристократизма, складываются особенности ярко индивидуальной манеры художника. В созданных Боттичелли картинах на античные и аллегорические темы ("Весна", около 1477 – 1478 гг., "Рождение Венеры", около 1483 – 1484 гг., "Паллада и кентавр", около 1485 г., – все в галерее Уффици, Флоренция) поэтически обобщённые чувственные языческие образы проникнуты возвышенной одухотворённостью. Одушевлённость ландшафта, хрупкая красота фигур, музыкальность лёгких, трепетных линий, прозрачность холодных, изысканных, словно сотканных из рефлексов, красок создают атмосферу мечтательности, светлой лирической грусти. Композиция, приобретшая классическую стройность, обогащается прихотливой игрой линейных ритмов ("Мадонна дель Маньификат", около 1482 – 1483 гг., "Мадонна с гранатом", 1487 г., – обе в галерее Уффици, Флоренция). В ряде работ Боттичелли 1480-х гг. проскальзывает оттенок тревоги, смутного беспокойства, В выполненных Боттичелли в 1481 – 1482 гг. фресках в Сикстинской капелле Ватикана ("Сцены из жизни Моисея", "Наказание Корея, Дафана и Авирона" и др.) величественная гармония пейзажа и памятников античной архитектуры сочетается с внутренним напряжением сюжетного рассказа, многообразием портретных образов. Портреты Боттичелли отличает острота воссоздания характеров, тонких, еле уловимых нюансов внутреннего состояния человека (портрет Джулиано Медичи, 1470-е гг., галерея Академии Каррара, Бергамо). В 1490-х гг., в период потрясших Флоренцию социальных движений и мистических проповедей Савонаролы, в искусстве Боттичелли появляются морализаторские ноты, драматизм и религиозная экзальтация ("Клевета", после 1495 г., галерея Уффици, Флоренция; "Оплакивание Христа", после 1490 г., музей Польди-Пеццоли, Милан; "Сцены из жизни св. Зиновия", около 1505 г., Картинная галерея, Дрезден, Национальная галерея, Лондон, и Метрополитен-музей, Нью-Йорк). Резкие контрасты ярких цветовых пятен, внутренняя напряжённость рисунка, динамика и экспрессия образов свидетельствуют о кризисе мировосприятия художника. Рисунки Боттичелли к "Божественной комедии" Данте (1492 – 1497 гг., Гравюрный кабинет, Берлин, и библиотека Ватикана) при острой эмоциональной выразительности сохраняют лёгкость и ясность образов. Творчество Боттичелли, впитавшее в себя лучшие традиции итальянского искусства XV в., отразило глубокие противоречия духовной жизни Флоренции конца столетия. Литература: Гращенков В., Сандро Боттичелли, М., 1960; Боттичелли. Сб. материалов о творчестве. Пер. с франц., англ., итал., М., 1962; Смирнова И., Сандро Боттичелли, М., 1967; Horne H., Alessandro Filipepi... called Sandro Botticelli, L., 1908; Mesnil J., Botticelli, Р., 1938; Venturi L., Botticelli, 2 éd., P., 1949; L'opera completa del Botticelli, 2 ed.. Mil.,[1968]. Источник: Большая советская энциклопедия: В 30 тт. / Гл. ред. А.М. Прохоров. – 3-е изд. – М.: «Сов. энциклопедия», Т. 3, 1970, с. 604. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|