|
Марьям Моисеевна Безруких(р. 13.08.1945) — российский психофизиолог, специалист в области возрастной и педагогической психофизиологии, возрастной физиологии. Доктор биологический наук (1994), член-корреспондент РАО (2000), академик РАО (2004). Директор Центра образования и здоровья МО РФ, член Федерального координационного совета по образованию МО РФ. Лауреат премии Президента РФ в области образования (1997), награждена Орденом за заслуги перед Отечеством II степени (2002). Окончила химико-биологический факультет Туркменского государственного педагогического института (1968). С 1972 г. работает в Институте возрастной физиологии РАО. В 1974 защитила кандидатскую диссертацию: Комплексная оценка функционального состояния организма школьников в процессе письма (на основе принципов теории регулирования). С 1990 — заведующая лабораторией ИВФ РАО. В 1994 г. защитила докторскую диссертацию «Центральные механизмы регуляции произвольных движений у детей 6-10 лет» и в 1996 г. становится директором ИВФ РАО. Научная деятельность Безруких в основном связана с изучением возрастных и индивидуальных особенностей развития и формирования познавательных функций у детей дошкольного и младшего школьного возраста; выявлением и исследованием факторов риска в развитии, ранним прогнозированием, диагностикой и коррекцией трудностей обучения. Особое внимание ею уделялось разработке диагностических методик, позволяющих определить уровень сформированности познавательных функций и готовность детей к школьному обучению (Проверьте ребенка перед школой — тесты и рекомендации, 1994; Методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5-7,5 лет, 1996; Методика раннего прогнозирования школьных трудностей, 2000). Изучение психофизиологических механизмов формирования навыка письма в норме у леворуких детей и детей с несформированностью зрительно-моторных координации позволило Безруких разработать авторскую методику подготовки и обучения письму детей с несформированностью ряда познавательных функций (Прописи для леворуких детей (1995); Прописи для детей с трудностями обучения (2001). Наряду с научной Безруких ведет активную преподавательскую деятельность. Возглавляет кафедру возрастной физиологии УРАО (с 2000). Является соавтором учебников Психофизиология ребенка (2000), Возрастная физиология (2002). Автор монографий: Обучение письму, М., 1997; Адаптация к учебным и физическим нагрузкам, в соавт., М., 1988; Морфофункциональное развитие детей 6-летнего возраста/в соавт., М., 1998; Нормализация учебной нагрузки школьников, в соавт., М., 1988; Проблемные дети, М., 2000; Физиология развития ребенка, в соавт., М., 2000; Леворукий ребенок в школе и дома, М., 1996, 1998, 2002; Проблемы и трудности медлительных детей, М., 1994, 1996, 2000; Ребенок идет в школу, М., 1991, 1996, 1998, 2001; Ступеньки к школе, М., 2000, 2001, 2002; и др. Л. А. Карпенко Источник: Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. УшинскогоЧтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|