Иоганн Себастьян Бах

Иоганн Себастьян Бах (Bach)

(21.03.1685 г., Эйзенах, ‒ 28.07.1750 г., Лейпциг), немецкий композитор и органист. Принадлежал к многочисленному роду Бахов из Тюрингии, давшему на протяжении 17‒18 вв. несколько поколений музыкантов. Бах пользовался славой как органист, но при жизни не привлек заслуженного внимания как композитор. Биография Баха, типичная для немецкого музыканта того времени, находится в противоречии с его гениальным творчеством, являющимся одной из вершин философской мысли в музыке.

Биография Баха, скудная внешними событиями, условно делится на 3 периода. Первый период ‒ годы учения (1695‒1700 гг. в Ордруфе, 1700‒1703 гг. в Люнебурге). Бах рано овладел игрой на органе, клавире и скрипке, выступал певчим в хорах, изучал партитуры старых и современных мастеров. Второй период (1703‒1723 гг.) ‒ профессиональной и творческой зрелости ‒ характеризуется частыми сменами мест работы и должностей, непрерывными конфликтами с косным начальством, подавлявшим творческую инициативу великого композитора. В 1703 Бах работал в Веймаре в качестве придворного скрипача, в 1703‒1707 гг. ‒ церковным органистом в Арнштадте. После года работы в Мюльхаузенской церкви Бах 15 лет служил придворным музыкантом в Веймаре (1708‒1717 гг.) и Кётене (1717‒1723 гг.). Третий ‒ лейпцигский период (1723‒1750) гг. ‒ вершина творческого пути Баха, годы создания самых монументальных произведений. Бах работал кантором (регентом и учителем) в церкви святого Фомы в Лейпциге и школе при этой церкви в трудной обстановке, которая неоднократно толкала его на безуспешные поиски другой службы. Руководил также студенческой «Музыкальной коллегией». Умер Бах, оставив многочисленную семью в тяжёлом материальном положении.

Основополагающую роль в формировании искусства Баха сыграла преемственная связь с протестантским движением и его музыкальной культурой. Национальный и демократический характер творчества Баха ведёт своё начало от протестантского хорала ‒ этой, по словам Ф. Энгельса, «Марсельезы 16 века». Бах отдал дань всем областям музыкального творчества, кроме оперы. Искусство Баха органически связано с музыкальными школами и жанрами разных европейских стран, начиная с 17 в., ‒ хоровая полифония эпохи Возрождения, протестантский хорал, немецкая песня, итальянская и немецкая органная музыка, итальянская опера и итальянская скрипично-ансамблевая, клавирная и оркестровая школы, французская клавесинная музыка. Бах, так же как и Г. Ф. Гендель, был последним великим композитором эпохи барокко. Оставаясь в рамках старых жанров, он бесконечно обогащал их чертами, заимствованными из других жанров и видов музыкального творчества.

Музыкальный язык Баха выходит за рамки своего времени, предвосхищая более поздние музыкальный стили, вплоть до романтизма. Скрещивание многоголосной линеарности с гармонической аккордовой структурой породило в произведениях Баха богатство созвучий, неведомых его предшественникам. Бах превзошёл своих современников в изумительном мастерстве формы. В его творчестве достигнута вершина искусства полифонии. Произведения Баха отличаются единством всех элементов, уравновешенной, связанной крепкой внутренней логикой музыкальной структурой, строгой архитектоникой, огромным разнообразием приёмов варьирования материала.

Громадное творческое наследие Баха, охватывающее свыше 1000 произведений в разных жанрах, можно разделить на три сферы ‒ вокально-драматическую, связанную главным образом с Лейпцигом, органную (веймарский период), инструментальную, идущую от светской традиции и относящуюся главным образом к кётенскому периоду.

Вокально-драматическое творчество Баха включает около 300 духовных кантат, оратории: «Страсти по Иоанну», «Страсти по Матфею», «Магнификат», «Рождественская оратория», «Пасхальная оратория», Месса си-минор и др. В кантатах Баха образы человека раскрываются не в конкретном преломлении, а как символы определённых этических идей. Вместе с тем музыка кантат свободна от мистицизма. В мировоззрении композитора преобладает чувство беспредельной красоты и радости жизни. Выразительный стиль кантат, охватывающий чрезвычайно широкий диапазон идей и настроений, определил облик всех хоровых произведений Баха. Вершины вокально-драматической музыки Баха ‒ «Страсти по Матфею» и Месса си-минор. В «Страстях по Матфею», повествующих о последних днях жизни и смерти Христа, достигнуто исключительное единство многоплановой структуры произведения. Традиционная сюжетная схема переплетается с лирико-психологическими, эпическими и драматическими элементами. Музыка воплощает идею нравственной стойкости и самопожертвования. Месса си-минор отмечена грандиозными масштабами и небывалым даже для Баха разнообразием формообразующих приёмов и трактуется как свободный цикл пьес обобщённо-философского содержания с жизнеутверждающей музыкой. Даже по формальным признакам это монументальное произведение нарушает требования церковной службы.

Светские кантаты Баха (около 30) написаны, как правило, на случай. Не исключено, что некоторые из них исполнялись со сценическим оформлением.

Знаменитый виртуоз-исполнитель на органе, Бах создал произведения, являющиеся вершиной трёхвекового пути развития органной литературы. В становлении органного стиля Баха огромная роль принадлежит хоральным прелюдиям, трактованным в своём большинстве как своеобразный интимный дневник композитора. Каждая из них воплощает одно настроение. В этих свободных фантазиях осуществлялся сплав народного и высокопрофессионального искусств, что сделало смелые художественные искания Баха доступными слушателю.

В жанрах прелюдии и фуги, фантазии, токкаты Бах выступил как преемник немецкой органной школы. Вместе с тем он глубоко обновил её традиции. Эмоциональное богатство органных произведений Баха, их глубокая внутренняя сосредоточенность, драматический размах при пышности звучаний и кажущейся свободе формы не имеют параллелей с другими произведениями композитора. Бах объединил в двухчастный цикл полярные по своей выразительности части ‒ импровизационные токкату, фантазию, прелюдию гомофонно-гармонического характера и строгую полифоническую фугу. Эти произведения максимально используют динамические и тембровые ресурсы современного композитору инструмента.

В области музыки для клавира Бах первым создал концертные произведения (по образцу скрипичных). Он утвердил самостоятельное значение клавира и открыл в этой области новые пути, несмотря на несовершенство современного ему инструмента. Гениально осуществленную «энциклопедию» музыкальных стилей 17‒18 вв. представляют собой 2 тома прелюдий и фуг «Хорошо темперированного клавира» («Das Wohltemperierte Klavier»), написанных во всех тональностях хроматические гаммы. Это было обусловлено намерением показать равноценность всех тональностей при новой системе настройки инструментов, с тех пор утвердившейся в музыкальной практике, и вместе с тем выявить характерную окраску каждой тональности. В клавирных произведениях Баха нашли своё развитие и традиционные жанры. В 6 «Английских» и 6 «Французских сюитах» Бах превращает каждый танец в лирическую поэму или сферу глубокого размышления. Ряд жанров был перенесён из других областей музыки. В «Хроматической фантазии и фуге» Бах перенёс в клавирное произведение блестящий виртуозный стиль, драматизм и патетику органных токкат и фантазий. В «Итальянском концерте» воссозданы все признаки скрипичного концерта. Среди клавирных произведений Баха ‒ 6 партит, «Гольдбергские вариации», «Искусство фуги» и др.

В истории оркестровой музыки значительную веху представляют 6 «Бранденбургских концертов» Баха с разным солирующим составом в каждом, 4 сюиты, основанные на танцевальных формах. Бахом созданы первые концерты для одного и нескольких клавиров (по образцу скрипичных концертов), концерты для скрипки в сопровождении оркестра, сонаты для скрипки и сюиты для виолончели (соло), произведения для флейты, виолы де гамба, лютни и др. Много работал Бах над усовершенствованием музыкальных инструментов, в частности органа и клавира.

В Лейпциге с 1950 г. (200-летие со дня смерти Баха) каждые 4 года проводятся международные конкурсы имени Баха.

Литература: Хубов Г., Себастьян Бах, музыкант-философ. Опыт характеристики, М., 1936 (библ. с. 117-122), 4 изд., М., 1963; Ливанова Т., Музыкальная драматургия И. С. Баха и ее исторические связи, ч. 1, М.‒Л., 1948; Грубер Р., Бах и Гендель, «Советская музыка», 1935, № 3; Розенов Э. К., И. С. Бах (и его род). Биографический очерк, М., 1911 (библ. с. 118‒19); Вольфрум Ф., Иоганн Себастьян Бах, [пер. с нем.], т. 1‒2, М., 1912; Швейцер А., И. С. Бах, [пер. с нем., послеслов. М. С. Друскина], М., 1964 (с подробным библиогр. указателем); Материалы и документы по истории музыки, пер., под ред. М. В. Иванова-Борецкого, т. 2, М., 1934; Spitta P., Johann Sebastian Bach, Bd. 1‒2, Lpz., 1873‒80; Pirro A., L'esthetique de Jean Sebastian Bach, P., 1907; его же, J.-S. Bach. Les maîtres de la musique, 3 ed., P., 1913; ForkeI J. N., Über Johann Sebastian Bachs Leben, Kunst und Kunstwerke, Augsburg, 1925; Besse1er H., Johann Sebastian Bach, в сборнике: Die grossen Deutschen, Bd. 2, В., 1935; Vetter W., J. S. Bach, 2 Aufl., B., 1943; его же, Der Kapellmeister Bach, Potsdam, 1950; Terry Ch. S., Johann Sebastian Bach, Lpz., 1950; Smend Fr., Bach in Köthen, B., 1951; Frank H., Johann Sebastian Bach. Die Geschichte eines Lebens, B., 1961; Spitta Ph., Johann Sebastian Bach. Gekürzte Ausgabe mit Anmerkungen und Zusätzen von W. Schmieder, Wiesbaden, 1961; Lebmann Cl., J. S. Bach, P., 1964 (L'homme et son ouvre. Liste complėte des oeuvres, discographie, bibliographie); Geiringer K., Johann Sebastian Bach, L., 1967.

В. Д. Конен

Источник: Большая советская энциклопедия: В 30 тт. / Гл. ред. А.М. Прохоров. – 3-е изд. – М.: «Сов. энциклопедия», Т. 3, 1970, с. 51-52.

Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. Ушинского

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу


Издания из электронного каталога НПБ им. К.Д. Ушинского