|
Абу Али ибн Сина (латинизир. - Авиценна (Avicenna))(Афшана близ Бухары, 16 августа 980 года — Хамадан, 18 июня 1037) — средневековый персидский учёный, философ и врач, представитель восточного аристотелизма. Сыграл огромную роль в развитии медицины, естествознания и философии. Родился в селе Афшана близ Бухары в семье чиновника саманидской администрации. Юношеские годы провел в Бухаре. У Ибн Сины рано проявилась высокая одаренность; ему было разрешено пользоваться знаменитой эмирской библиотекой в Бухаре. С падением дома Саманидов в жизни Ибн Сины наступает длительный период странствий. Около 1002 он переезжает в Гургандж (Ургенч), вместе с Бируни находится при дворе хорезмшаха Абу-л-Аббаса Мамуна ибн Мамуна, но около 1017 покидает Хорезм и переезжает в Иран. Здесь Ибн Сна провел всю последующую жизнь при дворах местных правителей из династии Бундов, занимаясь врачеванием, чтением лекций, подготовкой научных трудов, сочетая научные занятия с государственной деятельностью (в Хамадане Ибн Сина занимал должность везира). Последние годы жизни провел в Исфахане при дворе эмира Ала-ад-Доула. Умер во время похода на Хамадан. Мировую славу Ибн Сина создало его искусство врача и в особенности его классический труд "Канон врачебной науки" ("Китаб ал-канун фи-т-тибб") - свод всех медицинских знаний того времени. Европейская медицина до 17 в. находилась под прямым влиянием идей и врачебных методов Ибн Сины. "Канон" неоднократно издавался в 15-16 вв. Система философских взглядов Ибн Сины изложена в его капитальном труде - "Книге исцеления" ("Китаб аш-шифа"). Ибн Сина был последователем Аристотеля. Он считал мир вечным и несотворенным; материя, будучи сущностью всех конкретных вещей, проявляясь в многообразных формах, существует вечно; окружающий мир воздействует на органы чувств человека, который фиксирует эти воздействия в своей памяти. Философские и естественнонаучные взгляды Ибн Сины были материалистическими в своей основе. Вместе с тем Ибн Сина допускал существование Аллаха и бессмертие души; в этом выразились уступка господствующей мусульманской ортодоксии, историческая ограниченность и противоречивость его взглядов. Значительный вклад Ибн Сина внес в развитие ранней таджикской поэзии. Его блестящие по форме четверостишия (рубаи) наполнены глубокими философскими мыслями, нередки в них и резкие обличительных характеристики мусульманского духовенства. Сочинения: Канон врачебной науки, кн. 1-5, Таш., 1954-60; Даниш-намэ. Книга знания, (Душанбе), 1957. Литература: Ибн-Сина. Мат-лы науч. сессии АН Узбекской ССР, посвященной 1000-летнему юбилею Ибн-Сины, Таш., 1953; Семенов А. A., Абу Али ибн-Сина (Авиценна), (Душанбе), 1953; Невский В. A., Великий тадж. врач Абуали ибн-Сино (Авиценна). Библиография, (Душанбе), 1957; Avicenna: scientist and philosopher. A millenary symposium, L., 1952; Naficy S. (Nafisi), Avicenna. His lite, works, thought and time, Teheran, 1954; Avicenna commemoration volume, Calcutta, 1956. А. Г. Подольский Источник: Советская историческая энциклопедия В фонде библиотеки имеются следующие издания:Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. УшинскогоЧтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|